Телефон доверия
по вопросам нежелательной
беременности и абортов
8(800)200-05-07
бесплатный звонок по РФ
При реализации проекта «Телефон доверия», используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 No 68-рп и на основании конкурса, проведенного "Союзом женщин России".
Оплата абортов из средств ОМС
Должно быть запрещено, так как нарушает права налогоплательщиков - 47.1%
Дожно быть разрешено, так как это право на аборт - 5.9%
Государство не должно финансировать аборты - 35.3%
Должно быть отменено за исключением медицинских показаний - 11.8%

Всего голосов: 17
Голосование по этому опросу закончилось в: сентября 8, 2015
Суррогатное материнство
должно быть запрещено - 83.3%
должно быть разрешено - 16.7%
Голосование по этому опросу закончилось в: февраля 6, 2015
13.05.2008

О сущности и предназначении болезни

  «Тот, кто научился
благодарить Бога за свои болезни,
 не далёк от святости»

Святитель Иоанн Златоуст

Человек и болезнь.                                 

   Попытки постижения сущности и преодоления болезней человека – постоянная задача  не только медицины, но и христианского богословия . Тем не менее общность задачи не предполагает одинаковых подходов к ее решению. Медицина и христианское вероучение – два различных способа решения одной задачи.

Основная задача медицины и христианства
Сохранить понимание единства основной задачи христианства и врачевания чрезвычайно важно и для каждого человека, будь то врач или пациент, и для культуры в целом. Утрата понимания этого единства - порождает патологию смысла  действий человека. Призывы к отказу от медицинского лечения – это симптом  патологии смысла существования у верующего человека. Понимание врачами своей работы вне контекста христианского богословия и антропологии  - это симптом  патологии смысла  медицинской деятельности.

Единство задачи медицины и христианства
Определение сущности заболевания, т.е. выявление   закономерностей его возникновения, течения и исхода – основная проблема  современной теоретической и практической медицины.  Проникновение на молекулярный уровень «организации» болезни открывает все новые возможности для диагностики и терапии патологических процессов. Однако углубляясь в клинико-анатомическую и генетическую сущность многочисленных   заболеваний отдельных органов и функций, нельзя сбрасывать со счета понимание организма как единой целостной системы и человека как личности, живущей в «метафизической среде»   смыслов, знаков и значений, социальных связей и нравственных отношений. Без знания закономерностей духовно-нравственной организации  жизни личности, врач  утрачивает способность видеть перспективу  течения и лечения патологического процесса.
В течении многих лет обучения в вузе, последующих форм повышения квалификации врач постоянно включен в систему государственного образования, позволяющей совершенствовать   понимание сущности той или иной патологии, форм, методов, средств ее лечения. Но знание, раскрывающее проблему смысла болезни, знание богословское по своей сути, остается, к сожалению, вне учебных программ.
Тем не менее не только пациенты но и  многие врачи ставят перед собой  вопросы о смысле болезни -  «за что?», «почему?», «что это означает?». Особенно часто они возникают, когда болезнь внезапно поражает практически здоровых людей, ведущих здоровый образ жизни, или когда неизлечимо заболевают дети, или когда, казалось бы, испытанные и эффективные медицинские средства оказываются бессильными и человек умирает.
Как говорят, в своих попытках дать ответы на эти вопросы, «медицина бессильна». И это не случайно, так как это -  вопросы  смыслозначимого (семантического), богословского,  уровня.
Христианское богословие – одна из древних и «строгих», в смысле логической точности, наук. Не в последнюю очередь появление первых университетов в  Европе  в XI-XII в.в. было связано с потребностями освоения и развития богословия. Но, как и любая другая наука, богословие, транслируя свои принципы и достигая массового сознания, не в состоянии  избежать профанации (лат. profanus – непосвященный, непросвещенный, темный). Самыми распространенными формами упрощенного смысла болезни, как среди пациентов, так и среди врачей, является понимание болезни исключительно только как Божьей кары и наказания, которое в свою очередь   воспринимается исключительно в юридическом контексте действий «преступление-наказание».
Взгляд на болезнь, возникающую как наказание и кара человеку за преступления и беззакония, действительно присутствует в Ветхом Завете. «Господи, да не обличишь меня в ярости Твоей и не накажешь меня в гневе Твоем!…Нет исцеления телу моему от гнева Твоего… Ибо беззакония мои превысили главу мою… Смердят и гноятся раны мои от безумия моего» (Пс.37-2,4,5,7).

Но по мимо данного конкретного, ситуационного смысла «ран» в Ветхом Завете, болезнь имеет ряд других значений, раскрытие которых принципиально и важно для спасения и исцеления человека. Среди них:
- болезнь как испытание в верности Богу;
- болезнь как искупительная жертва;
- болезнь как призыв к покаянию и осмыслению своей жизни;
- болезнь как проявление несовершенной, тленной природы падшего человечества. 
В Новом Завете перечисленные смыслы не «нарушаются», но «исполняются», наполняясь новым откровением.
 
Болезнь как проявление природы падшего человечества и искупительная жертва

Пришествие Спасителя, Его слово и дело, обнаруживают сущность болезни человеческого рода как «проявление несовершенной, тленной природы падшего человечества». Наша не совершенность, смертность  -  следствие грехопадения. Болезни -  это естественное и неизбежное проявление греховности, свойство человеческой природы. Болезненность – это наследуемое  от Адама и Евы состояние каждого человека, наша сущностная генетическая характеристика.  «Кто родится чистым от нечистого? Ни один» (Иов.14,4).
 В медицине есть диагноз – «практически здоров», но диагноза «теоретически здоров» – нет. Ибо теоретически, т.е. с точки зрения объяснения фундаментальных оснований болезни - греховность, болезненность и смертность – это признаки человеческого рода, т.е. то, что объединяет и составляет  природу всех людей. «Непослушанием одного человека сделались многие грешными» (Рим.5,19). «Православное богословие в отличие от западного христианства грехопадение осмысливает прежде всего, как болезнь, а не как юридическое состояние. Дело не в гневе Божием на преступление человека. Дело в болезни самого человека. И Бог делает все, чтобы изменить человека (а не просто снять с него «судимость», юридически помиловать его). Но нельзя менять человека без его на то свободного согласия. Христос принес нам возможность преображения. От личного же выбора каждого  человека и каждого сообщества людей зависит, будет ли действенен Крест Христов в нас или нет», - свидетельствует святейший патриарх Алексий II.
Болезнь – одно из свойств человеческой природы, которое по своей сущности не зависит и не создается нами. Человек,  как правило,  осознает болезнь как недолжное, нежелательное, как свое противоестественное состояние, хотя нет ничего более естественного для человеческой природы, чем болезнь.  Болезнь – не только    нежелательное, но и своеобразным образом независимое от воли человека его же состояние. Он ее обнаруживает в себе и вне себя, как правило,  не ожидая и  неожиданно.  Поэтому ее назначение или предназначение как правило скрыто от человека. Раскрыть ее предназначение для каждого человека – важнейшее средство исцеления. «Болезнь не только явление физиологическое, но и духовное испытание человека» . Духовное испытание – это и есть постижение сущности своей болезни, как проявления  природы падшего человечества и «искупительной жертвы», т.е. необходимого условия для  ее преображения, изменения и преобразования.


Болезнь как испытание в верности


Болезнь как испытание в верности настигает, как правило, верных. Ничто так не изумляет людей как болезнь благочестивых и праведных. Действительно, если самое распространенное представление о причинах болезни – это наказание за грехи, то почему болеют и, как правило, тяжело, люди добродетельные? Ответ на этот вопрос связан с судьбою ветхозаветного Иова и новозаветного апостола Павла.
Основной причиной их болезней была не только сущностная пораженность природы человека, но и испытание в вере и верности Богу.
 Иов, «человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла» (Иов.1,8) был испытуем   «проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его.  И взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел [вне селения]. (Иов.2,8). О своих страданиях он говорил: «Тело мое одето червями и пыльными струпами; кожа моя лопается и гноится» (Иов.7,5). Но на призыв людей похулить Бога за такое наказание, он отвечал: «…Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иов.2,10).
Апостол Павел, страдая от  своей болезни, молил Бога об исцелении.
Но «чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть» и «…Господь сказал мне: `довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи'» (2 Кор 12, 7-9).
 Многих людей болезнь озлобляет, многих уводит от веры, рассудок многих омрачается хулой на Вседержителя, но  «… праведник будет   крепко держаться пути своего, и чистый руками будет больше и больше утверждаться» (Иов.17,9). Утверждаться в вере в том, что предназначение наступившей болезни не может не быть нам во благо, утверждаться в верности Благоустроителю и молиться, чтобы мы постигли смысл нашего страдания и возросли в вере в то, что
 «человек рождается на страдание, как искры, чтобы устремляться вверх» (Иов.5,7).


 Болезнь как призыв к покаянию и осмыслению своей жизни


По сути из всех перечисленных библейских смыслов болезни самым значимым в христианстве является смысл болезни как призыв к покаянию как средству исполнить человеческое предназначение к вечному блаженству. В этом смысле в православном богословии  даже само наказание понимается не как юридическое следствие преступления, не как злопамятная  мстительность, а как на-каз, у-казание, вразумление. Это означает, что болезнь – это не явление Божьей кары, а свидетельство  Божественного неравнодушия и любви к нам. Господь у-казует, показывает  и открывает нам через уродливость и невыносимость болезни противоестественность нашей жизни вне законов Божественного мироустроения, вне гармонии, мира и красоты. Человек вопреки естественной предназначенности порождает “жизнь по лжи”, а не «по закону», не “по правде”, умножая страдания, уродства и  болезни.
 В свое время Кант утверждал, что мир благоустроен Божественными законами   – физическими законами и законами нравственными, т.е. законами природы и законами морали. История науки и техники – великое свидетельство человеческого подчинения законам природы. Но история человеческих отношений, напротив, – великое свидетельство неподчинения законам морали. Техногенные катастрофы – результат неподчинения, несоответствия действий человека законам природы. Неподчинение и нарушение   законов морали так же не может не иметь последствий. Наши болезни – одно из них. Нарушая законы мироустроения, мы  выпадаем из мироустроения, из бытия, утрачиваем Божий дар здравия, теряем  жизнь не только временную, но и вечную.
Но возможно ли жить, не нарушая Божиих законов мироустроения? Возможно. Для этого необходимо постижение этих законов, знание мироустройства, в том числе  устройства мира человеческих отношений, осмысление и благоустроение своей жизни.
Ключевыми моментами для раскрытия смысла болезней являются последовательность событий человеческой трагедии в раю – сотворение людей, дарение им заповеди послушания и закона, соблазн к непослушанию, нарушение закона и  грехопадение с его неизбежными травмами – потерей совершенства, болезнями и смертностью. Возможен ли обратный путь -  путь возвращения и возрождения? Этот путь у-казан, на-казан и дарован нам Спасителем. Это путь нахождения ответов на вопросы зачем, почему я болен, это путь осмысления своей жизни, путь покаяния. Этот путь возрастания в вере в исцеление, и обретение терпения скорбей и страданий, и достижение смирения.
Этот путь открыт для нас Спасителем Сыном Божиим Иисусом Христом – Его Жизнью, Его Заветом, Его  Воскресением.

Силуянова И.В., доктор философских наук, профессор