25.03.2008

Православный взгляд на основные вопросы биоэтики

Интервью профессора Тбилисского Государственного Университета А. Закариадзе с архимандритом
Рафаилом (Карелиным).

Разрешите о. Рафаил задать Вам несколько вопросов, которые касаются   проблем биоэтики.
Вопрос:
С какой целью мы рождаемся в мир? Это есть один из самых важных вопросов для каждого человека, ведь не зная цели, мы не можем избрать и правильного пути, а не зная пути, никогда не выполним своего предназначения в мире.
Ответ:
Цель человеческой жизни Богообщение, соединение человека с Божественной благодатью, стяжание Божественного света, который Господь явил на Фаворе во время Преображения. Богообщение начинается на земле, а продолжается и раскрывается в вечности.
Вопрос:
Святитель Тихон Задонский пишет, что «жизнь наша в мире сем не иное что, как непрестанное путешествие, что мы путники, странники и пришельцы». Как должен человек относится к жизни земной, к живым существам, к природе, к жизни других людей, к своей жизни? Говоря современным языком сколько «стоит» жизнь земная и имеет ли она вообще ценность как таковую в нашем мире?
Ответ:
Земная жизнь является временем формирования человека, как духовной нравственной личности. Поэтому земная жизнь имеет значение не как самоцель, а как приготовление к вечной истинной жизни. Земная жизнь как самоцель обречена на разочарование, потери и поражения, так как она подчинена времени и кончается смертью.
Человек должен относиться к живым существам с чувством сострадания и стараться не причинить им безсмысленного зла. Но не уравнивать их с человеком. Животное можно жалеть и заботиться о нем, а человека надо стараться любить, как образ Божий. К природе надо относиться как к картине, данной Богом, и стараться через видимую природу познавать величие ее Творца. Человек состоит из души и тела. Телу надо давать то, что необходимо для его существования, но главная забота должна заключаться в удовлетворении духовно-религиозных потребностей, т.е. надо стараться в своей жизни найти и исполнить волю Божью.
Вопрос:
Этические ориентиры в биомедицине зависят от того, как оценивается человеческое тело и в каком отношении находится между собой тело и дух в единой человеческой личности. Аристотель, к примеру, исходя из органистического видения человека, оправдывает уничтожение уродливых новорожденных ввиду отсутствия у них физического совершенства. Для Декарта тело едино с душой, конкретно и физически, через посредство эпифиза, однако оба начала отличают одно от другого, по своей сущности и по своей ценности: тело — это механизм и изучать его должны науки о механике и природе.
Тело имеет явно выраженное инструментальное значение, и Декарт не видит в этом проблемы для человека в плане его действий, как нет ее, скажем, во взаимоотношениях между рабочим и его машиной. Человеческое тело не нуждается в других истолкованиях своего жизненного смысла: тело — это физика, механика. В таком же ключе думают Мальбранш и Лейбниц.
«Я существую телом» — утверждает Ж.П. Сартр: тело исчерпывает всю совокупность человека и весь его опыт — и то, чем человек являет внутри себя и что он черпает из опыта с другими суть его телесная природа и телесный опыт. Г. Маркузе идет дальше и призывает овладеть своим телом — тем самим освободить свою личность от навязанной морали, от института брака, и сделать его пристанищем удовольствия, игры и т.д. Освобожденное от денег, от логоса закона и социального принуждения, тело станет отправной точкой для возникновения нового общества. К этой ментальное примыкает феминистское движение, которое отстаивает сексуальную свободу, аборты, добровольную стерилизацию, контрацептивные средства и т.п.

Ответ:
Биомедицина основана на других принципах, методах, средствах познания и целей, чем религия. Поэтому биомедицина, как и всякая наука, отличается релятивизмом, т.е. относительностью.   Без опоры на вечные ориентиры, все кончается прагматизмом. Список приведенных Вами лиц с их концепциями можно увеличить, но от этого дело не становится яснее. Вывод один, а именно: нравственность, разъединенная от религии, деградирует.
Вопрос:
Современным миром управляют рыночные отношения. Все продается и все можно купить. Рынок и купля-продажа имеют дело с благами и объектами собственности.
Может ли человеческое тело быть товаром или продуктом подлежащим обмену? Если тело является не собственностью «человека», а бытием и воплощением человеческой личности, оно не может рассматриваться как продукт, подлежащий обмену, если тело — не «объект», а «субъект», что оно приобретает достоинство, бесконечное превосходящее «вещь». Как мы должны относится к проблеме «забора» органов, тканей и т.д.? Каково должно быть наше отношение к «неживому» телу, вправе ли мы ради «спасения» больного «забирать» органы ткани из неживого тела?
Ответ:
Субъектом является не тело, а человеческая личность. Тело — это не сугубо материальное, а главным образом — структурное понятие. Сам организм включает в себя организацию. Поэтому тело нельзя рассматривать только на клеточном или молекулярно-атомном уровне. В своем материальном составе тело человека беспрерывно меняется и обновляется. В этом отношении оно подобно реке, русло которого остается постоянным, а вода беспрерывно меняется. Очевидно одно: человеческим телом нельзя торговать Мертвое тело достойно уважения уже по самой идее воскресения мертвых. Но при этом надо помнить, что воскресение — это не простое повторение, а преображение, а одухотворение тела.
Вопрос:
Трагическую тему искусственного аборта можно рассматривать с различных точек зрения. В Вашей книге «На земле в аду» всесторонне рассматривается этот феномен. Но имеются драматические случаи, когда конфликт между жизнью плода и матери встает со своей остротой пред родственниками и врачами. Мы приведем два возможных случая:
I. Продолжение беременности, приводя к смерти матери, не спасает ребенка, искусственный же аборт спасет жизнь матери;
II. Продолжение беременности влечет за собой смерть матери и в то же время дает надежду на спасение ребенка. Как с бого-
словско-нравственной точки зрения можно оценить такие случаи?
Ответ:
Христианство требует жертвенности. Комфортное христианство — это приспособленчество. Если мать жертвует жизнью ради рождения ребенка при опасности, то она может пойти на риск ради жизни нерожденного ребенка.
Что касается первого вопроса, то имеется ли 100% уверенность в том, что плод обречен на гибель. Бывает немало случаев, когда женщина, отказывается от рекомендации врача делать аборт, рождает живых и здоровых младенцев. Уже один шанс из ста, что ребенок может выжить, делает аборт аморальным решением.
Вопрос:
Что можно сказать о тех случаях, когда материнство навязывается силой, или зачатие происходит в результате насилия при серьезных противопоказаниях для материнства, к примеру психическим заболеванием. Может ли психически неполноценная женщина стать матерью? Или она может быть стерилизована? И по чьей инициативе? В Англии, Испании стерилизация психически неполноценных женщин разрешена Конституционным судом, это позиция одобрена и резолюцией Европарламента.
Ответ:
Лишать ребенка жизни из-за опасения, что он может быть психически неполноценным, значит воспринять мораль нацистов, которые в оккупированных районах уничтожали психически больных людей. Всякая стерилизация есть насилие над человеческим организмом и профанация брака, в котором исключается его главная идея —деторождение, т.е. семья.

Утверждено на заседании Совета 16.11.2004г.