Защита жизни и аборты
КОНЦЕПЦИЯ РЕПРОДУКТИВНЫХ ПРАВ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Перевозчикова Елена Валерьевна, Панкратова Елена АлександровнаВоспроизведение человеком себе подобных - фундаментальный закон и величайшее таинство природы. Человек стремится оставить потомство, чтобы продолжить свой род, «найти бессмертие». Регулируемые сложным комплексом биологических, психологических, духовных и социальных законов, репродуктивные процессы во все времена представляли интерес для их изучения. В настоящее время одним из актуальных является вопрос правового регулирования данного феномена. Свидетельством этого может служить появление в международных документах и научной литературе концепта «репродуктивные права» человека.
Анализ специальной литературы показывает, что среди исследователей в настоящее время нет единства в определении репродуктивных прав. Более того, данная категория является новой для российского права, поэтому изучена правоведами недостаточно. Наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой репродуктивные права - «комплексный институт»[1], «совокупность правомочий»[2]. Однако ряд ученых исходит из того, что репродуктивные права - «одно из современных искажений свободы»[3], «система взглядов, предполагающая приоритет половой и социальной реализации личности над заботой о будущем духовном и физическом здоровье общества, о его нравственной устойчивости»[4]. В рамках первого подхода одни исследователи считают, что репродуктивные права -«неотъемлемый компонент личных прав и свобод» [5]. Другие ученые полагают, что «репродуктивные права не могут рассматриваться в настоящее время как неотъемлемые общепризнанные права»[6]. Некоторые исследователи предлагают определить их как права, «имеющие сугубо личностный характер»[7], и отнести к так называемым соматическим правам. Ученые дают только характеристику, а не определяют содержание репродуктивных прав. Оно конкретизируется в международных документах.
Для международного права «репродуктивные права и репродуктивное здоровье не являются новыми концепциями»[8]. Так, в Декларации по народонаселению 1966 года право на планирование семьи рассматривается в качестве одного из основных прав человека. На международной конференции по правам человека, проведенной в Тегеране в 1968 г., было провозглашено: «Родители обладают неотъемлемым правом свободно и с чувством ответственности определить число детей и сроки их рождения».[9] В 1979 году в Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин были установлены права женщин и мужчин свободно принимать решение о числе детей и промежутках между их рождениями, а также право на информацию, просвещение и средства, обеспечивающие им возможность пользоваться такими правами.[10] В Рекомендациях для последующего осуществления «Всемирного плана действий в области народонаселения» (Мехико, 1984) правительствам было предложено поддерживать планирование семьи в рамках программ охраны матери и ребенка.[11] Амстердамская декларация, принятая представителями 79 стран на международном форуме «Народонаселение в XXI веке» (1989), в число основных принципов деятельности в области народонаселения включила повышение качества и эффективности государственных и частных программ планирования семьи.[12] В Венской декларации, принятой в 1993 году на Всемирной конференции по правам человека, вновь подтверждались основные репродуктивные права, и на основе принципа равенства между женщинами и мужчинами было заявлено о праве женщин на доступную и адекватную охрану здоровья, а также на самый широкий круг услуг в области планирования семьи.[13] Далее концепция репродуктивных прав была расширена в ходе Международной конференции по народонаселению и развитию (Каир, 1994), на Четвертой всемирной конференции по положению женщин (Пекин, 1995), а затем дополнена на совещании по пятилетним итогам Международной конференции по народонаселению и развитию (МКНР). В рамках ее была принята Программа действий международной конференции по народонаселению и развитию, которая имеет большое значение, поскольку в ней впервые дается определение репродуктивных прав, а также определяются цели и задачи политики в области народонаселения. Именно поэтому мы остановимся на ее содержании в докладе более подробно.
Репродуктивные права, - говорится в Программе, - зиждутся на признании основного права всех супружеских пар и отдельных лиц свободно принимать ответственное решение относительно количества своих детей, интервалов между их рождением и временем их рождения и располагать для этого необходимой инфор- мацией и средствами. Сюда включается и право принимать ответственные решения в отношении воспроизводства потомства без какой бы то ни было дискриминации, принуждения и насилия, о чем говорится в документах о правах человека.
Таким образом, репродуктивные права понимаются как права, которые предполагают
право человека иметь детей;
право временно избегать деторождения;
право вообще от него отказываться.
Из приведенного перечня видно, что только один аспект репродуктивных прав соответствует этимологическому значению термина «репродуктивный» - право человека иметь детей. Остальные аспекты направлены на отказ от продолжения рода.
Согласуется ли данный подход к пониманию репродуктивных прав с современными интересами России, с ценностями, провозглашенными в Конституции РФ? Должно ли наше государство с готовностью воспринимать идеи всеобщего «планирования семьи», «сексуального просвещения», «отложенного роди-тельства», «стерилизации»? Отрицательные ответы на оба вопроса требуют аргументированных доказательств.
Известно, главные демографические процессы, формирующие население России (рождаемость, смертность, миграция), не обнаруживает устойчивой позитивной динамики. Продолжается сокращение числа россиян. Начавшись в 1992 г., оно привело к тому, что уже к концу 2001 года население страны убыло на 4,4 млн. человек... Неутешительны и долгосрочные прогнозы. Россия стремительно теряет свое место в мировой демографической иерархии. В 1950г. доля собственно России в населении мира составляла более 4%, а к 2050 это будет 1,1%.[14]
Не является ли данный факт серьезным основанием для формирования российским законодателем собственной концепции репродуктивных прав в рамках конституционного права РФ? Концепции, которая учитывала бы прежде всего интересы государства и нации в целом и закрепляла репродуктивные права как гарантированные, поощряемые государством возможности продолжения рода, воспроизводства населения, а не сокращения его численности в том числе и за счет средств «планирования семьи».
В настоящее время в России закрепление репродуктивных прав на конституционном уровне отсутствует, нет и единого правового документа, регулирующего данную область права. Вместе с тем многие нормы Конституции РФ могут рассматриваться как основа для формирования российской концепции репродуктивных прав. Содержание некоторых других правовых актов также позволяет сделать вывод о том, что в России существует правовая основа для закрепления репродуктивных прав как гарантированных, поощряемых государством возможностей продолжения рода, которая принципиально отличается от международного понимания данной категории.
В этой связи возможно определить репродуктивные права как права, связанные с реализацией различных аспектов продолжения рода (деторождения), а именно с принятием решения о зачатии ребенка, с определением количества детей, интервалов между их рождением. Очевидно, что через репродуктивные права непосредственно реализуется конституционное право на жизнь.
Субъектом данных прав является любое физическое лицо, способное к продолжению рода, объектом - деторождение как высочайшее благо и ценность человечества.
Содержание репродуктивных прав, по нашему мнению, включает в себя, во-первых, конституционную защиту репродуктивных возможностей, во-вторых, содействие реализации последних со стороны государства.
Защита репродуктивных возможностей подразумевает конституционную обязанность государства реализовывать всю совокупность мер экономического, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-эпидемиологического характера, направленных на сохранение и укрепление репродуктивного здоровья каждого человека.[15]
Содействие реализации репродуктивных прав означает, что государство берет на себя обязанность по формированию демографической политики, основанной прежде всего на изменении положения в иерархии социальных институтов и возрождении духовно-нравственных традиций российской семьи, ценности человеческой жизни, материнства и отцовства.
Механизм реализации прав и свобод рассматривается как процесс, имеющий конкретные формы, способы, средства и стадии осуществления. При этом различают внутренний и внешний механизм реализации. Процессу осуществления репродуктивных прав, составляющему внутреннюю структуру механизма его реализации, присуща большая степень самостоятельности личности в осуществлении данного права. Основной гарантией совершения лицом правомерных действий по
осуществлению данного права выступает процесс саморегулирования личностью своего собственного поведения. Внешний механизм реализации репродуктивных прав включает в себя гарантии реализации и гарантии охраны. Гарантии реализации объединяют нормы, которые, во-первых, непосредственно закрепляют данные права, во-вторых, формулируют основные условия его реализации. Что касается закрепления репродуктивных прав, то, на наш взгляд, статья 38 Конституции РФ может быть дополнена следующей формулировкой: «Право на продолжение рода гарантируется и поощряется государством». Она должна выглядеть следующим образом:
1. Право на продолжение рода гарантируется и поощряется государством.
2. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
3. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
4. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
К нормам, формирующим основные условия реализации репродуктивных прав, можно отнести статьи 20 - 22 Конституции РФ, закрепляющие право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, статью 19 Конституции РФ, провозглашающую принцип равноправия, и другие. К гарантиям охраны репродуктивных прав относится содержащееся в статье 45 Конституции РФ указание на гарантированность государственной защиты прав и свобод человека и гражданина.
Специфика механизма реализации репродуктивных прав заключается в том, что законодательство о репродуктивных правах в настоящее время не учитывает в полной мере современные достижения науки, что влечет возможность злоупотреблений, связанных, прежде всего с жизнью человека.
Что касается пределов реализации репродуктивных прав, то применительно к части 3 статьи 55 Конституции РФ, можно утверждать, что надлежащее осмысление таких конституционных ценностей, как нравственность, здоровье (духовное и физическое), безопасность государства и закрепление четкого правового статуса эмбриона человека позволит решить данный вопрос.
[1] Хазова О. А. Репродуктивные права в России: пределы законодательного регулирования //
Конституционное право: Восточноевропейское Обозрение. - 2001. - №1 (34). — С. 15.
[2] Романовский Г.Б. Проблема репродуктивных прав в международном праве // Международное
публичное и частное право. - 2003. - №6 (15). - С. 12.
[3] Силуянова И.В. «Репродуктивные права» и моральные обязанности [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http:// religion, ng. ru/ printed/
[4] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]. - Ре-
жим доступа: http:// www. orthodox, org. ru / sd 12 r/ htm.
[5] Хазова О.А. Репродуктивные права в России: пределы законодательного регулирования //
Конституционное право: Восточноевропейское Обозрение. - 2001. - №1 (34). - С. 15.\
[6] Романовский Г.Б. Проблема репродуктивных прав в международном праве // Международное
публичное и частное право. - 2003. - №6 (15). - С. 12.
[7] Крусс В.И. Личностные («соматические») права граждан человека в конституционно – право-
вом измерении // Государство и право. - 2000. - №10. — С.43.
[8] Женщины мира 2000год. Тенденции и статистика. ООН. Нью-Йорк, 2001. С. 76.
[9] Международные акты о правах человека Сборник документов. М., 1999. с, 79
[10] Права человека: Сборник международных документов. - М., 1998. - С. 332.
[11] Народонаселение. Энц. словарь / Гл. ред Г. Г. Меликьян. М., 1994.- С.320
[12] Там же
[13] Там же
[14] Население России 2001. Девятый ежегодный демографический доклад/ Под ред. А.Г. Вишнев-ского . -М.- с. 194.
[15] В 1994 г. Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) приняла определение репродуктивного здоровья, которое предполагает благополучие детородных процессов и функций этой системы на всех этапах жизни. (ВОЗ о репродуктивном здоровье. - Здоровье мира. - 1994. -№3)