Защита жизни и аборты


05.04.2010

Пренатальная диагностика в контексте пастырского опыта

Игумен Филипп (Филиппов), доктор богословия, секретарь Сыктывкарской и Воркутинской епархии, руководитель медицинского отдела Сыктывкарской и Воркутинской епархии,
практикующий врач

Многие естественные науки, включая медицину, подтверждают верность своих теоретических положений, опираясь на опыт, эксперимент, статистические данные. В значительной степени религиозное нравственное богословие, предлагая свою позицию по тому или другому вопросу и обосновывая ее, также опирается на опыт. Только в отличии от естественно-научного, этот опыт своеобразный. Это «опыт жизни, которая одержала победу над смертью» (Христос Яннарас. Церковь в посткоммунистической Европе./ ж-л «Церковь и время» №3 (28)2004, с. 87). Этот опыт включает судьбы людей, их трагедии, беды, испытания, переживания, страдания. Осмысленный жизненный опыт составляет святоотеческую традицию духовного благочестия и попечения о человеческой жизни. Сегодня помимо вопросов, которые стояли перед человеком во все времена, возникает новая категория жизненных проблем. Значительная часть новых вопросов связана с возникновением новых биомедицинских методик и методов лечения болезней человека. Именно под их воздействием уже весьма распространены вопросы женщин, матерей и мужей: сохранять ли беременность, если на основе пренатальной диагностики выявлена патология у развивающегося в утробе ребенка? К примеру, если у плода обнаружена болезнь Дауна, или он унаследовал то или иное присущее роду наследственное заболевание, или вообще у него патология, несовместимая с жизнью? Как быть: обрекать ли себя, свою семью на пожизненную заботу, да и самого ребенка на лишения и страдания? Или освободиться от них как можно раньше, прервав беременность, раз пережив и навсегда забыв об этом жизненном случае? Опыт пастырского попечения свидетельствует, что забыть об этом событии и освободиться от страданий не удастся. Более того, уничтожение «неблагополучной» беременности и освобождение от страданий, связанных с больным ребенком неизбежно обернется другими страданиями. Только страдания эти будут совсем другими. В медицине, точнее в психиатрии, эти страдания получили специальное название — «постабортный синдром». Пост-абортный синдром неизбежно настигает, как женщин, сделавших «аборт по желанию», так и женщин, прервавших беременность по «медицинским показаниям», или совершивших так называемый «евгенический аборт», прерывающий жизнь больного ребенка. Аборт — в любом случае, по любым показаниям, на любом основании — это действие, наносящее двойную травму: физическую и нравственную. Физическая травма может иметь серьезные физические последствия: различные осложнения вплоть до хронического бесплодия и даже физической смерти. Но физическая рана может и зажить, не оставив практически никакого видимого шрама. Нравственная травма оставляет рану, которая никогда не сможет затянуться и «зажить». У многих женщин очень часто развиваются неврозы, астенодепрессивные состояния, которые требуют очень серьезного и длительного лечения. Более того, пастырский опыт свидетельствует, что время не только не лечит подобные нравственные раны, но с каждым годом с неотвратимой силой их все более и более воспаляет. Огромное число женщин раскаиваются в совершенном действии. Они пытаются изменить свое прошлое, но изменить его не возможно. Многих из них неусыпающая память о совершенном поступке, впервые привела в церковь. Действительно, у человека нет власти изменить то, что он уже сделал. Искренние раскаяние и покаяние — возможный выход, но при условии признания и сохранения их пожизненного характера. Немаловажной особенностью раскаяния матерей, прервавших беременность по своей воле, является то, что ни в одном случае, ни одна из них не говорила, что я потеряла, например, «восьминедельный эмбрион», или «совокупность патологичного клеточного материала», или «не сформировавшийся плод», но плакала об утрате своего ребенка, своей родной девочки или своего больного мальчика. В последнее время участились случаи искреннего раскаяния и мужчин, которые стали соучастниками убийства своего неродившегося ребенка. В ряде случаев это стало поводом к распаду внешне благополучных семей. Безусловно, к принципиальному жизненному опыту можно отнести весьма типичный случай с двумя соседками — прихожанками одного известного храма. Татьяна и Ольга назовем их так условно) жили на одном этаже, дружили. Одна и другая были молоды, недавно вышли замуж и получили в подарок от родителей кооперативные квартиры. Практически в одно время забеременели и практически одновременно родили мальчиков. Только мальчик у Татьяны был абсолютно здоров, а ребенку Ольги был поставлен диагноз — церебральный паралич. Дети росли. Татьянин мальчик резвился на улице, а Ольгин не мог самостоятельно ходить, не мог сам есть, руки бездействовали. У одних в доме было счастье, у других — горе и страдание. Прошло 20 лет. И все изменилось. Здоровый мальчик Татьяны стал алкоголиком и наркоманом, бил мать, разорил дом, который стал обителью горя. А в семье Ольги царили мир, взаимопонимание и забота. Жертвенное служение матери больному сыну принесло плоды искренней, подлинной взаимной любви и тихой радости. И еще одно свидетельство. В нашем храме долгое время трудится и молится любимый всеми прихожанин с синдромом Дауна. Ему уже исполнилось 55 лет, а он являет всем нам пример искренней любви к ближним, трудолюбия и настоящего нелицемерного христианского поведения. Никто не позволяет даже подумать, что это «неполноценный» человек, ибо в нем совершается сила Божия. Подобных жизненных историй множество. И все они свидетельствуют о непосредственной связи человеческих судеб с основополагающими христианскими истинами жизнеустроения: • В христианстве никогда и нигде не было и нет презрения к больным. Напротив. Спаситель посылает своих учеников «проповедывать Царствие Божие и исцелять больных»(Лк. 9, 2). Иисус говорит: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Лк. 5, 31; Мк. 2, 17; Мф. 9, 12)… и «сила Господня являлась в исцелении больных» (Лк. 5, 17). • Болезнь понимается в христианстве как милость Божия, как средство искупления своей греховности, как прямое по-казание и «путь к покаянию» (Мк. 2, 17) и спасению. Причем этот путь открыт не только самому болеющему человеку, смиренно переносящего страдания, но и его близким, посещающим его в больнице и заботящимся о больном дома. И если для прагматичного сознания «больной — это паразит общества» (Ф.Ницше),(См. И. В. Силуянова. Избранные. О призвании врача. М. Изд-во ООО «Форма Т», 2008, с. 187) и уход за ним — тяжелейшая экономическая и физическая обуза, то для христианина больной — это оплот нравственного благополучия общества и забота о нем — это проявление силы христианского милосердия и сострадания. Подлинное христианство — это культура и практика человеческих отношений самоотдачи и взаимного сослужения. «Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем…» (1 Фес. 3, 12). Христианин стремится и «посредством всяких взаимно скрепляющих связей, получает приращение для созидания самого себя в любви» (Еф. 4, 16). • В христианской антропологии человек падшего мира неизлечимо болен, ведует ли он об этом или не ведует. У одних «болезнь» и грех обнаруживает себя в трудном характере, страстях и пристрастиях, у других — в преступной жизни, у третьих — в тяжелых соматических заболеваниях. Но эта болезненность человека неистощимо порождает стремление преодолеть «болезнь» и грех. Можем ли мы этого достичь и как? И дело здесь не в том, кто, в частности, более или менее физически здоров, а в том, кто и как «созидает самого себя в любви» в том числе и по отношению к соматически и психически нездоровым людям — «алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице» (Мф. 25, 44). «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол. 3, 14). Ибо, какая наибольшая евангельская заповедь? Иисус сказал: «… возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22, 37–40). На этих двух заповедях утверждается и решение всех сложных, неразрешимых, запутанных, новых и новейших этических проблем нашей жизни, связанных, в частности, и с применением современных биомедицинских технологий. Недавно Господь дал мне еще одну великую радость, в городе меня догнала молодая женщина, которая поведала уже забытую мной историю, когда 5 лет назад ей вынесли вердикт, что она родит больного ребенка, ибо имела контакт с вирусом краснухи. Она долго сокрушалась по этому поводу. Аборт сделать не могла по причине своих христианских убеждений. Обращение к пастырю и совместная молитва свершили чудо. Ее девочке уже 5 лет, это замечательный здоровый талантливый ребенок. Теперь она благодарна Господу за этот дар, которого ее пытались лишить с помощью самых современных достижений пренатальной диагностики. Для меня как пастыря и врача совершенно очевидно, что каждое достижение медицинской науки это не только приобретение для человечества, но еще и серьезная сверка своих нравственных убеждений с прагматичным подходом к великой ценности — человеческой жизни. От того, какой подход победит в этом испытании, зависит нравственное будущее нашей отечественной медицины. Иконописная мастерская EIKONOS.RU