Церковно-общественный совет по биомедицинской этике при Московской Патриархии был создан в январе 1998 года на основании решений православной медицинской общественности, принятых на биомедицинской секции VI Международных Рождественских образовательных чтений. В июле 1998 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил деятельность Совета и утвердил его состав.

Перейти на сайт Церковно-общественного совета по биомедицинской этике

Новости

03.02.2020

В Храме Христа Спасителя состоялась конференция «Актуальные вопросы биоэтики»

              В рамках направления «Христианская семья — домашняя церковь» XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений 28 января 2020 года в Белом зале Храма Христа Спасителя в Москве состоялась конференция «Актуальные вопросы биоэтики», организованная Патриаршей комиссией по вопросам семьи, защиты материнства и детства и Церковно-общественным советом по биомедицинской этике при участии Всероссийского совета православных объединений в защиту жизни.

       Работу конференции возглавили протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Патриаршей комиссии, протоиерей Максим Обухов, руководитель медико-просветительского центра «Жизнь», иерей Феодор Лукьянов, ответственный секретарь Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства, сопредседатель рабочей группы Всемирного русского народного собора по здравоохранению и защите жизни, и И.В. Силуянова, профессор, заведующая кафедрой биоэтики Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова, доктор философских наук.

        Главной задачей конференции стало привлечение внимания к таким проблемам, как проникновение трансгуманистических идей бессмертия и генетического улучшения человека в медицинскую генетику, контрпродуктивность с точки зрения демографии и здоровья матери и ребенка процедур экстракорпорального оплодотворения,  этические проблемы эвтаназии, а также рассмотрение проекта новой образовательной Программы по биоэтике Юнеско.

       Конференция объединила специалистов в области биомедицинской этики — священнослужителей, богословов, ученых, врачей, юристов, философов, руководителей кафедр медицинских вузов страны, представителей ВРНС, Всероссийского совета православных объединений в защиту жизни и других общественных организаций с целью осмысления процессов, происходящих в здравоохранении, и определения нравственных критериев применения в отечественном здравоохранении современных биомедицинских технологий.

       На Конференции были представлены доклады священнослужителей Русской Православной Церкви и специалистов-медиков, большинство из которых являются членами Церковно-общественного совета по биомедицинской этике.                Протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, сопредседатель Церковно-Общественного Совета по биомедицинской этике, в своем докладе  «Новые репродуктивные технологии. Христианская этика» рассказал, что эта Секция Рождественских чтений посвящена разным биоэтическим проблемам, чтобы показать суть современных технологий, которые неприемлемы для Церкви. Достижения медицинской науки, новые биомедицинские технологии активно внедряются в современное общество. Без должной нравственной основы они создают мощные медико-биологические средства управления человеческой жизнью, подрывают основы семейно-брачных отношений, вызывают озабоченность о будущем демографической ситуации в стране. В целом, это угрожает религиозным основам культуры многонационального народа России и разрушает христианские основы европейской культуры, а также приводит к глубинным морально-этическим сдвигам в сознании человека. Отец Димитрий обратил внимание, что современные люди, к сожалению, имеют абортивное сознание, и поэтому наше государство никак не выведет аборты из медицинской страховки. Хотя беременность не болезнь, а убийство ребенка – это не исцеление беременной женщины. Также Председатель Патриаршей комиссии по семье посетовал, что, к сожалению, многие священники не знакомы с «Основами социальной концепции Русской Православной Церкви», где четко сказано, что Церковь не может поддерживать процедуру ЭКО (экстракорпорального оплодотворения).

       Протоиерей Александр Абрамов, заместитель ректора МДА и преподаватель Сретенской семинарии, член Союза журналистов России, член Союза писателей Москвы, в своем выступлении на тему"Острые вопросы биоэтики и развития естественных наук: взгляд Ватикана"сравнил официальную позицию Русской Православной Церкви и Ватикана и показал значительные черты сходства в вопросах суррогатного материнства, ЭКО, эвтаназии и паллиативной помощи. Священник обратил внимание на тот факт, что общность строящегося на Священном Писании подходе позволяет размышлять о перспективах сотрудничества в этой области, столь важной для отстаивания христианского видения.

       Сергей Иванович Куцев, чл.-корр.РАН, директор​ Медико-генетического научного центра им. академика Н.П.Бочкова, президент Ассоциации медицинских генетиков России, в своем докладе«Генетические технологии в лечении и профилактике наследственных заболеваний: медицинские и биоэтические аспекты»подчеркнул необходимость развития генетических технологий для лечения наследственных, онкологических,  аутоиммунных заболеваний и выразил обеспокоенность использованием таких технологий для «редактирование генома эмбриона», так называемого «дизайна детей», для ​ «заказа» ребенка с определенными параметрами. Такие клинические эксперименты не только не соответствуют общепринятым этическим нормам, но и небезопасны для здоровья будущего ребенка. Генетическая диагностика плода может быть использована ​ для определения и внутриутробного лечения некоторых наследственных заболеваний, но не для селективного отбора. Так же ученый отметил, что «Западное общество более зрелое, и оно более строго регулирует вопросы использования на практике генетических технологий», подчеркнув, что «эмбрион человека нельзя рассматривать как экспериментальную модель».

       Ирина Васильевна Силуянова, заместитель сопредседателей Церковно-Общественного Совета по биомедицинской этике, заведующая кафедрой биомедицинской этики Российского государственного медицинского университета им. Н.И. Пирогова, в своем выступлении по теме"Икономия и ЭКО"обосновала ​ несостоятельность попыток ревизии отношения к ЭКО в "Основах социальной концепции Русской Православной Церкви". Эта попытка была предпринята  в проекте документа Комиссии по богословию и богословскому образованию Межсоборного присутствия об отношении к ЭКО. К сожалению, в обществе получает распространение  либерально толкуемый  принцип икономии – снисхождения – в смысле близком к толерантности, в частности, к  гибели и  уничтожению эмбрионов, разрушению семьи, использованию эмбрионов человека в экспериментальных исследованиях, росту детской инвалидности и т.п. Осмыслить эти явления, предостеречь от возможных ошибок и неправильных решений – задача  священства и православной общественности.

       Протоиерей Сергий Филимонов, настоятель храма Державной иконы Божией Матери (Санкт-Петербурга), Председатель Общества православных врачей Санкт-Петербурга им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого), профессор кафедры гуманитарных дисциплин и биоэтики СПбГПМУ, профессор кафедры оториноларингологии  ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова, главный редактор Всероссийского журнала «Церковь и медицина», член исполкома Общества православных врачей России, доктор медицинских наук, кандидат богословия, сделал доклад на тему:«Биоэтические правила при сопровождении пациентов, находящихся в вегетативном состоянии и коме». Доказано, что человек находясь в коме или вегетативном состоянии, является не просто «биологическим неразумным  бездушным объектом», а личностью с живой душой. Некоторые такие пациенты могут слышать окружающих и осознавать, что вокруг них происходит. Ученые называют это явление «синдромом безответного бодрствования», когда душа все воспринимает, но не может себя выразить через органы чувств и внешние действия, находясь в «запертом» состоянии. Поэтому, каждого такого пациента следует считать потенциально контактным, перспективным для возвращения к жизни и социальной адаптации. На основании собственного пастырского опыта и опыта священнослужителей, посещающих реанимационные отделения, о.Сергий свидетельствовал, что больные в вегетативном состоянии могут избирательно воспринимать представителей медперсонала, родственников, чтение Священного Писания и молитв, могут внезапно полностью прийти в себя и сделать возможным контакт и общение и совершение Таинств Церкви, а затем умереть. Это важно знать родственникам и медперсоналу. О. Сергием с сотрудниками Центра им. акад. Алмазова с 2016 года проводятся научные исследования, доказывающие особую реакцию мозга человека на стимулы духовного характера.       Протоиерей Игорь Аксенов,председатель Отдела религиозного образования и катехизации Выборгской епархии, член Церковно-общественного совета по биоэтике, кандидат философских наук, доцент кафедры теологии РХГА, в своем выступлении на тему «Трансгуманизм как очередная иллюзия в секулярной оптике» представил  три основных направления переформатирования человеческой природы предлагающих технологическое «обожение» человека. Это виртуально-цифровой человек, нано-киборгизированный человек и генетически модифицированный человек. В выступлении последовательно с религиозно-философской точки зрения рассматривались все три направления, в результате которого были сделаны выводы:

       О невозможности создания виртуально-цифрового человека по причине субъектной трансцендентности человека его собственной природе. Об отсутствии фатальных этических проблем в связи с возрастающими возможностями технологических интервенций в природу конкретного человека по причине невозможности их репродукции в последующих поколениях как нового качества человеческой природы. Наиболее близко к реальной возможности реконструирования человеческой природы научно-технический прогресс подошел в области применения генной инженерии и вспомогательных репродуктивных технологий, которые являются своеобразным «ключом», который открывает дверь для трансгуманистических преобразований человека. При этом, перспективы генной инженерии актуализируют целый ряд биоэтических проблем, которые были представлены в докладе, общий вывод которого – «Триумф» человека в достижениях научно-технического прогресса и его стремлении усовершенствовать человека, одновременно низводит человека в положение «устаревшего» и вводит его в пагубный круг перманентного усовершенствования, в конце которого он рискует вообще потерять понимание «человеческого».

       Ольга Владимировна Попова, заведующая сектором гуманитарной экспертизы и биоэтики  Института философии РАН, в своем выступлении  "Программа по биоэтике ЮНЕСКО и ее судьба в РОССИИ"рассказала, что в сентябре 2019 г. Российский комитет по биоэтике при Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО представил проект новой Программы по биоэтике. Проект новой образовательной программы Юнеско был опубликован в 1-м номере журнала «Медицинская этика»[1] и в настоящее время проходит экспертную оценку среди членов комитета по биоэтике Юнеско. В октябре 2019 г. сектор гуманитарных экспертиз и биоэтики Института философии РАН провел экспертизу проекта программы, обратив внимание и на ее достоинства и на ряд проблемных зон, которые нуждаются в тщательном рассмотрении и устранении. В докладе были представлены результаты данной экспертизы, выдвинуты предложения по расширению программы, формированию структуры ее содержания и уточнению ряда используемых в ней понятий и тем, а также созданию альтернативных программ с учетом актуальных проблем российской биоэтики, специфики российского мировоззрения и ценностей.

       Любовь Евгеньевна Пищикова, доктор медицинских наук, руководитель  отделения  профилактической геронтопсихиатрии Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии имени В.П.Сербского, президент Благотворительного фонда медико-социальной, правовой и духовной помощи гражданам старшего поколения «Геронтологическая защита», представила доклад«Этические вызовы в  общественном здравоохранении  и психиатрии. Эвтаназия и ассистированное самоубийство».В нем рассказывалось о тенденциях распространения в мире и России эвтаназии и ассистированного самоубийства, о факторах, способствующих принятию решения об эвтаназии пожилыми людьми. На конкретных примерах людей молодого и позднего возраста, принявших решение о суициде с помощью врачей, было продемонстрировано отсутствие каких-либо оснований для разрешения врачами эвтаназии. Описана роль врача-психиатра в ассистировании самоубийствам. Любовь Евгеньевна обосновала недопустимость эвтаназии и ее противоречие этическим принципам, а также философии паллиативной медицины "убить страдание, а не страдающего человека".

       Наталья Викторовна Богданова, член Совета по этике Минздрава РФ, заслуженный врач России, онколог,  кандидат медицинских наук, руководитель АНО "Православный центр попечения онкологических больных", член Церковно-Общественного совета по биомедицинской этике, в своем выступлении«О  генетической паспортизации населения» отметила, что научные достижения могут носить для человечества как созидательный, так и разрушительный характер. И куда склонится чаша весов, зависит не только от самих ученых, но и от всего общества в целом. На современном этапе открытия в области генетики и искусственного интеллекта являются теми вызовами, которые способны кардинальным образом повлиять на вектор развития всего человечества и поэтому требуют нашего пристального внимания. В середине ХХ века было открыто, что носителем наследственной информации для всего живого на Земле, является ДНК. В 2000 году был расшифрован геном человека. Спустя всего 19 лет после этого в Китае родились первые генномодифицированные близнецы, а в Англии была законодательно разрешена работа с эмбрионами человека по созданию «дизайнерских детей». Мир стоит на пороге создания сверхчеловека, с программируемыми свойствами (супервоенный, суперученый, суперрабочий и т. д.) и сверхоружия, способного избирательно уничтожать конкретные этнические группы людей. Массовые генетические исследования, проводимые с разными целями, исподволь входят и в повседневную жизнь россиян: тестирование всех новорожденных с целью раннего выявления наследственных заболеваний, спортсменов, родителей будущих детей, преступников, осужденных за тяжкие преступления, неопознанных останков с мест преступления и катастроф, военных, пожарных, а также всех желающих – для установления родства, генеалогического дерева, подбора лекарств, методов профилактики тяжелых заболеваний и т. д. К 2025 г., в соответствии с указом Президента, каждый россиянин должен будет получить т. н. «генетический паспорт».              Возникающая в этой связи потенциальная доступность персональных генетических данных делает каждого человека заложником системы тотального контроля, недобросовестных действий (в т.ч. и криминального характера) со стороны третьих лиц.

       В докладе были рассмотрены проблемы тотальной генетической паспортизации, в т.ч. носящие этический характер. Отмечено, что единственным механизмом, позволяющим избежать возможных ошибок и минимизировать риски, является привлечение внимания широких слоев населения к всестороннему публичному обсуждению всех аспектов генетической паспортизации. Первым шагом на пути к этому является Заявление Церковно-общественного совета по биомедицинской этике по данному вопросу, опубликованное всборнике «Православие и проблемы биоэтики»и на сайте Совета.

       Иерей Федор Лукьянов, ответственный секретарь Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства, сопредседатель рабочей группы ВРНС по здравоохранению и защите жизни, председатель Всероссийского совета православных объединений в защиту жизни, в своем докладе"Государственное здравоохранение и национальная безопасность в сфере репродуктивных технологий"  констатировал, что ставка на широкое применение ВРТ, в частности, технологий экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) как инструмента государственной демографической политики неоправдана и наносит ущерб интересам Российской Федерации, способна снизить демографический и оборонный потенциал страны. В своем докладе священник также призвал российское общество дать этическую оценку пренатальному скринингу всех беременных и обосновать его необходимость только у беременных  в группах высокого риска с целью осуществления профилактических и лечебных мер новорожденному.

       Также иерей Федор Лукьянов выразил надежду, что инициатива Следственного комитета о внесении изменений в 124 статью УК РФ, в частности, о придании ребенку правового статуса «плода человека» еще до рождения обеспечит начало положительных изменений в российском законодательстве и позволит исключить злоупотребления в области акушерства и гинекологии, что в свою очередь будет способствовать выполнению демографических задач, поставленных Президентом России Владимиром Путиным.

       Сегодня, пояснил секретарь Комиссии, никто не удивляется операциям, проводимым ребенку еще до рождения в материнской утробе, и никто из врачей не сомневается, что этот маленький пациент - уже человек, здоровье которого надо охранять, в том числе законодательно. Это позволит защитить и избавить от профессиональных искушений и врачей как представителей одной из самых благородных профессий.

       Священник также отметил, что в документах Патриаршей комиссии не раз отмечалась невозможность использования процедур ЭКО (экстракорпорального оплодотворения) как инструмента государственной демографической политики в силу низкой эффективности и непредсказуемости отдаленных последствий для здоровья как ЭКО-детей, так и их матерей.

       «На сегодняшний момент можно сказать, что чиновниками от здравоохранения игнорируется не только церковная позиция но, и позиция, например, российских педиатров по поводу инвалидизирующих население последствий использования процедур ЭКО, неоднократно высказанная на Конгрессе Педиатров России», отметил секретарь Комиссии.

       Отдельные доклады направления «Христианская семья — домашняя церковь», будут выложены в записи на сайте Патриаршей комиссией по вопросам семьи, защиты материнства и детства и в видеоблоге протоиерея Димитрия Смирнова.

Источник <http://pk-semya.ru/novosti/item/7768-v-khrame-khrista-spasitelya-sostoyalas-konferentsiya-aktualnye-voprosy-bioetiki.html>