Новости

19.12.2018

Конференция «Bioethics, Medical Ethics & Health Law» (Иерусалим, 27-29 ноября 2018 г.)

С 27 по 29 ноября 2018г. в Иерусалиме прошла 13 Международная конференция «Биоэтика, медицинская этика и законодательство в здравоохранении», в которой приняли участие и подготовили доклады доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой биоэтики ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, член исполкома Общества православных врачей России, заместитель председателей Церковно-Общественного совета по биомедицинской этике Ирина Васильевна Силуянова (доклад «Биоэтика в историческом контексте») и доктор медицинских наук, психиатр, член Российского общества психиатров, член Европейской психиатрической ассоциации, член Церковно-Общественного совета по биомедицинской этике, президент БФ «Геронтологическая защита» Любовь Евгеньевна Пищикова (доклад «Этические проблемы отношения к людям старшего возраста в здравоохранении).

 

Конференция была организована кафедрой Юнеско по Биоэтике в Хайфе (UNESCO Chair in Bioethics), которая в настоящее время имеет около 200 представительств в академических институтах более чем в 75 странах мира на пяти континентах.

 

Конференция преследовала две основные цели: образовательную и юридическую.

 

Образовательная цель касалась студентов, пациентов, опекунов и общественности в целом. Правовая была направлена - на перевод и передачу теории и языка этики законодателю и судебной системе.

 

Участники конференции убедились, что биоэтика как современная форма медицинской этики в настоящее время существует и реализуется в консервативной и либеральной формах, которые по-разному решают многие вопросы, что было продемонстрировано в представленных докладах. С одной стороны учитываются 15 этических принципов, содержащихся во Всеобщей декларации по Биоэтике и правам человека ЮНЕСКО, но с другой стороны, допускается их свободная трактовка, зачастую вступающая в противоречие позиции Церковно-Общественного совета по биомедицинской этике при Патриархии РПЦ.

 

Так, в предисловии «Справочника по биоэтике для судей» (издан кафедрой Юнеско по биоэтике в Хайфе в 2016 году) авторы указывают, что - моральные представления универсальны, но какой-то нравственный опыт и правовые суждения могут различаться. При этом долгом и обязанностью специалистов по биоэтике является необходимость знать различные подходы. С одной стороны, Всеобщая декларация по Биоэтике и правам человека ЮНЕСКО провозглашает этические принципы, с другой - допускает и оставляет их открытыми для интерпретации.

 

Темы, обсуждаемые на конференции, касались вопросов этического образования; медицинских исследований; медицинского права и прав человека; правосудия; достойного и недискриминационного здравоохранения; этических комитетов по клиническим испытаниям; генетики; репродукции; пренатального тестирования, суррогатного материнства; информированного согласия; психиатрии и психологии; трансплантации органов; этики религиозного врача; этических дилемм ухода.

 

Особую полемику вызвали доклады об этических аспектах геномного тестирования, редактирования генов, выбора пола плода и его защиты, дородовых решений о реанимации, замораживания яйцеклеток, криоконсервирования биологических материалов больных раком подростков, а также об этических проблемах «дизайнерских детей».

 

Несколько секционных заседаний было посвящено этическим аспектам конца жизни: принятию решений в конце жизни; эвтаназии; ассистированному самоубийству; паллиативной и хосписной помощи; этическим вопросам клинических испытаний на пожилых людях; отказу от лечения онкологическими больными; духовному перерождению в конце жизни.

 

В тематическом направлении «психиатрия, психология и медицинская этика» обсуждались этические вопросы: нейроэтики и когнитивного улучшения человека; оказания психологической помощи в суде; споров о попечительстве над детьми при разводе родителей; отказа родителей от лечения детской депрессии; психиатрической паллиативной помощи пациентам с серьезными психическим заболеваниями; прижизненных волеизъявлений; последних стадий болезней Альцгеймера и Паркинсона; автономности принятия решений, в том числе пациентами с шизофренией; судебно-психиатрической экспертизы.

 

Резюмируя сказанное, для консервативной позиции, представленной в докладах, было характерно негативное отношение к аборту, к эвтаназии, к экспериментам на человеческих эмбрионах, к репродуктивному и терапевтическому клонированию, к использованию эмбриональных стволовых клеток. Позиция либеральной этики заключалась в признании права на эти вмешательства.

 

Похоже, что будущее биоэтики будет связано с диалогом, конфронтацией и поиском компромиссов между консервативными и либеральными ее формами, что требует усиления позиций консервативной биоэтики, привлечения внимания к этим проблемам научного сообщества и консолидации усилий в этой сфере.