21.11.2007

ЭКО варинат А.Е.


Проект

Об экстракорпоральном оплодотворении

 

Использование новых медицинских технологий во многих случаях помогает людям преодолеть проблему бесплодия. Одной из таких технологий является экстракорпоральное оплодотворение (далее – ЭКО). В настоящее время этот метод рассматривается не только в обществе, но в органах государственной власти как один из способов преодоления того демографического кризиса, который наблюдается в России. Увеличивается бюджетное финансирование на проведение ЭКО. В связи с этим Церковно-общественный совет по биомедицинской этике при Московской Патриархии (далее – ЦОС) считает необходимым обратить внимание православной и светской общественности на ряд этических проблем, возникающих при использовании ЭКО.

Процедура ЭКО включает четыре этапа: 1)  гормональное стимулирование яичников женщины с целью получения готовых к оплодотворению яйцеклеток, 2) пункция (прокол) яичника и забор яйцеклеток, 3) оплодотворение яйцеклеток сперматозоидами мужа или донора, 4) перенесение полученных эмбрионов в полость матки.

Этическое осмысление методики ЭКО позволяет обратить внимание, прежде всего, на то, что процедура может проводиться с использованием донорской спермы. Это открывает поле для реализации так называемых репродуктивных прав одиноких женщин, что позволяет им иметь детей вне брака. Подобные случаи использования ЭКО неприемлемы с этической точки зрения, так как подрывают институт брака. Фактически, они могут быть приравнены к блуду. Дети, рожденные таким способом, лишены возможности иметь отца.

Подобные случаи использования ЭКО дают возможность женщинам-гомосексуалистам рожать детей, а затем воспитывать их в гомосексуальном «браке». Моральная оценка такой ситуации очевидна.

Кроме того, донорский генетический материал может быть использован женщиной, состоящей в браке, от мужа которой никакими медицинскими методами невозможно получить здоровые, способные к оплодотворению сперматозоиды. Донорская сперма может быть использована замужней женщиной для проведения ЭКО втайне от мужа. Эти и им подобные случаи использования донорской спермы следует признать этически недопустимыми, поскольку они нарушают целостность брака и могут быть фактически приравнены к прелюбодеянию.

Второй аспект, вызывающий этическую настороженность относительно методики ЭКО, состоит в том, что на третьем этапе этой процедуры могут получиться несколько оплодотворенных эмбрионов. Согласно распространенной практике, один из эмбрионов вводят женщине, а остальные уничтожают или замораживают, для того, чтобы в дальнейшем использовать их как «человеческий материал» для различных медико-биологических манипуляций. В связи с этим следует однозначно отметить, что все полученные в ходе ЭКО эмбрионы, сколько бы их ни было, являются людьми, начиная с момента оплодотворения. Их уничтожение или использование в научных, производственных и любых других утилитарных целях является неправомерным посягательством на человеческую жизнь, то есть убийством.

Использование метода ЭКО в любом случае представляет собой вторжение в интимное пространство человека и искусственную манипуляцию в той сфере, которая обычно не допускает вмешательство третьей стороны. Это обстоятельство вызывает этическую настороженность в отношении к ЭКО вне зависимости от того, использовалась ли в том или ином конкретном случае сперма мужа или донорская сперма, а также были ли заготовлены и затем уничтожены «лишние» эмбрионы или не были.

Единственная ситуация, при которой использование ЭКО можно считать этически допустимым (по крайней мере – терпимым), состоит в том, что для проведения ЭКО используют сперму мужа и в ходе ЭКО не заготавливают «лишних» эмбрионов, а все полученные на третьем этапе процедуры эмбрионы вводят женщине.