Телефон доверия
по вопросам нежелательной
беременности и абортов
8(800)200-05-07
бесплатный звонок по РФ
При реализации проекта «Телефон доверия», используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 No 68-рп и на основании конкурса, проведенного "Союзом женщин России".
Оплата абортов из средств ОМС
Должно быть запрещено, так как нарушает права налогоплательщиков - 47.1%
Дожно быть разрешено, так как это право на аборт - 5.9%
Государство не должно финансировать аборты - 35.3%
Должно быть отменено за исключением медицинских показаний - 11.8%

Всего голосов: 17
Голосование по этому опросу закончилось в: сентября 8, 2015
Суррогатное материнство
должно быть запрещено - 83.3%
должно быть разрешено - 16.7%
Голосование по этому опросу закончилось в: февраля 6, 2015
06.09.2010

Медицинский отдел епархии - новое структурное подразделение Русской Православной Церкви

Игумен Филипп (Филиппов), секретарь епархии, руководитель медицинского отдела Сыктывкарской и Воркутинской епархии

"Попечение о человеческом здоровье-
душевном и телесном - искони является заботой Церкви"

(«Основы социальной концепции» Русской Православной Церкви) 

"Основы социальной концепции Русской Православной Церкви", принятые на Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году, достаточно аргументировано изложили позицию Церкви в этом вопросе, но на современном этапе развития Российского государства становится понятно, что для достижения этой цели потребуется немало сил и средств. Употребить силы придется на убеждение властных структур в том, что здоровье это главное национальное достояние, и что без здоровых граждан никогда не достичь ни экономического, ни культурного, ни социального прогресса. И еще - на убеждение в том, что биоэтические проблемы современного отечественного здравоохранения становятся в ряд с такими угрожающими обществу явлениями как терроризм, глобализм, сепаратизм.
В Социальной концепции главная задача попечения о здоровье человека определена, поэтому необходимо максимально сосредоточить усилия церковных структур для ее достижения. В Русской Православной Церкви сложились уже давно необходимые учреждения, которые разграничили свои полномочия в тех или иных направлениях служения Церкви: благотворительность, духовное окормление военнослужащих и осужденных, попечение о сиротах и неимущих, миссионерская, издательская и образовательная деятельность. Однако работа в отечественном здравоохранении, его лечебных учреждениях, просвещение медицинских работников оставалось в стороне.
Думаю, что это произошло по нескольким причинам. Во-первых, в силу сложившегося стереотипа, что отечественная медицина исключительная гуманна и сострадательна к страждущим, поэтому не нуждается в каких-либо духовно-нравственных воспитательных средствах; во-вторых, в силу того, что сложилась мифологема о доступности квалифицированной нравственной и бескорыстной медицинской помощи в России, а также об исключительной грамотности населения в профилактике и лечении болезней.

 Тем не менее нищета и перегруженность медицинских работников не оставляет им времени для работы над своим духовно-нравственным состоянием. Кроме того, коммерческий подход к здравоохранению, перенимание исключительно отрицательного опыта из западной медицины разрушили достижения традиционной отечественной медицины, которая уже строила концепцию своей деятельности исключительно на христианских нравственных традициях не одно столетие.
Советское атеистическое наследие привело к появлению синдрома быстрого профессионального выгорания и духовному истощению, а отсутствие христианского просвещения в медицинской среде только усугубляет негативные тенденции.
"Основы социальной концепции" именно поэтому призывают пастырей к соработничеству в этой сфере: "Церковь призывает как пастырей, так и своих чад к христианскому свидетельству среди работников здравоохранения. Весьма важно ознакомление преподавателей и учащихся медицинских учебных заведений с основами православного вероучения и православно ориентированной биомедицинской этики" (гл. 11, 2).
«Если православные врачи стремятся сохранить свою верность Евангелию, это должно напоминать им, что всякое серьезное медицинское решение относительно жизни или смерти человека не может не затрагивать и жизни всех тех людей, кто соединены с пациентом в Церкви Божией, в теле Христовом. Это означает, что медицинское лечение является только одним из аспектов священнического служения, общего для всех членов Церкви. Следовательно, вопрос, на который врач должен дать ответ, это тот самый вопрос, с которым призван иметь дело каждый член церковного тела: как можем мы осуществить полный синергизм или соработничество между человеком и Богом, такой, чтобы наш нравственный выбор и принимаемые нами решения относительно жизни и смерти вполне соответствовали Божественной воле? Как должны мы действовать, чтобы любовь Божия стала истинным основанием, на котором построены все наши отношения, в особенности, с теми, кто страдает от болезни и немощи? На литургическом языке: как можем мы осуществлять ответственное действие по отношению к другому человеку таким способом, чтобы исполнить основную священническую роль, вмененную в обязанность всем нам: «сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим»? Можем ли мы принимать такие биомедицинские решения, которые будут свидетельствовать о должном почтении к фундаментальной аналогии, существующей между приношением человеком Богу каждого своего дела и поступка и приношением Святой Евхаристии: «Твоя от Твоих Тебе приносящих о всех и за вся»?. Вот только некоторые из основных вопросов, которые мы должны поставить для того, чтобы сохранить существенным образом технологическую перспективу подхода к вопросам, возникающим в связи с биомедицинскими методами лечения и связанными с ними технологиями» (протоиерей Иоанн Брэк, Американская автокефальная Церковь).
Работа в медицинских коллективах показала, что большая часть медицинских работников совершенно незнакома с такой наукой как биоэтика, а внедрение новых медицинских технологий воспринимается большинством как что-то очень далекое и не имеющее к ним отношения. Именно на этом и играют международные организации, которые все более вовлекают российское здравоохранение на службу западным новым научным разработкам, вовлекают не как партнера, а как поставщика «человеческого сырья» для удовлетворения потребностей толстосумов в улучшении своего здоровья. Хотя надо отметить, что все же наиболее прогрессивная часть медиков хотела бы больше знать о биомедицинских технологиях и их христианской нравственной оценке.
«В настоящее время назрела необходимость создания целостного подхода к современной медицине, мировоззренчески основанного на вероучении православной Церкви, отвечающего современным требованиям, позволяющего правильно духовно-нравственно и этически относиться к современным медицинским технологиям и направлениям» (свящ. Сергий Филимонов).
 «Основы социальной концепции» так определяют отношение к новым биомедицинским технологиям: «Бурное развитие биомедицинских технологий, активно вторгающихся в жизнь современного человека от рождения до смерти, а также невозможность получить ответ на возникающие при этом нравственные проблемы в рамках традиционной медицинской этики вызывают серьезную озабоченность общества. Попытки людей поставить себя на место Бога, по своему произволу изменяя и «улучшая» Его творение, могут принести человечеству новые тяготы и страдания. Развитие биомедицинских технологий значительно опережает осмысление возможных духовно-нравственных и социальных последствий их бесконтрольного применения, что не может не вызывать у Церкви глубокой пастырской озабоченности».
Именно эта озабоченность Церкви приводит к необходимости поиска новых форм деятельности ради устранения нависшей над обществом угрозы. Такой новой формой деятельности могло бы стать создание епархиальных медицинских отделов, которые стали бы координировать деятельность Церкви в лечебных учреждениях, как среди медиков, так и среди их пациентов, а также противостоять разрушительному натиску новых биомедицинских технологий и нелицемерно свидетельствовать о необходимости искреннего христианского служения ближним.
«Только полный сердечный переворот, покаяние и возвращение к Богу могут изменить этот уклон и ответить на медицинские и прочие вызовы нашего века. Только Христос может отвратить человечество от курения, наркотиков, гомосексуализма, убийства нерожденных младенцев, излишних судебных тяжб, пьянства и всех прочих осаждающих нас проблем. Только тогда сможет врач вернуться надлежащим образом к делу милосердия, как сторонник пациента, и вновь сосредоточиться, прежде всего, на лечении и исцелении от болезни. Врачи, как и все, увидят, что мы не можем обеспечить помощи тысячам людей, не обеспечив помощи каждому. Правильно распределенный национальный бюджет мог бы легко изыскать средства на помощь старикам и бедным. Лучшее, что мы сможем сделать, это отдать себя под покровительство Бога нашего Иисуса Христа и получить его благословение» (Др. Георгий Калюсик). 
Отдел по церковной благотворительности и социальному служению Московской Патриархии (классификация А. Черкасовой ) так определяет направления взаимодействия медицины и Православия: взаимодействие лечебно-профилактических учреждений с храмами и часовнями, сестричества милосердия, борьба с алкоголизмом, наркоманией, табакокурением, взаимодействие в решении проблем биомедицинской этики, медико-просветительская деятельность, взаимодействие в сфере помощи инвалидам, взаимодействие в сфере защиты материнства и детства, а также помощи терминальным больным, конференции и семинары по актуальным проблемам, медицинская помощь верующим, взаимодействие медицины и религии в сфере медицинского образования, православные общества медицинских работников, деятельность Церкви по реабилитации лиц, пострадавших в тоталитарных сектах, научная и преподавательская работа по тематике взаимодействия, подготовка священнослужителей для службы в больничных храмах, совместное издание материалов медицинской направленности, международные программы сотрудничества. Однако занимающиеся медицинскими проблемами отделы по социальному служению и благотворительности уже не в состоянии решать поставленные серьезные задачи, прежде всего в связи с возникающими все новыми и новыми формами социального служения Церкви и расширением благотворительной деятельности.
Международные Рождественские образовательные чтения в январе 2003 года в итоговом документе заседания медицинской секции приняли решение ходатайствовать об открытие новой структуры в Русской Православной Церкви, а именно медицинского отдела Московского Патриархата.
Первой на эту резолюцию откликнулась Сыктывкарская и Воркутинская епархия, в которой в ноябре 2003 года открылся первый в Русской Православной Церкви медицинский отдел.
Сейчас можно говорить о первом опыте, который будет обязательно совершенствоваться и, мы надеемся, распространяться во всей Русской Православной Церкви. Структура медицинского отдела проста, тем не менее уже показала себя эффективной в Сыктывкарской и Воркутинской епархии. Она включает: а) руководителя отдела, который желательно должен быть священником и врачом для более профессионального руководства созданной структурой; б) секретаря медицинского отдела, который должен заниматься технической работой, созданием архива, работой с электронными средствами коммуникации; в) руководителя Православного медицинского общества; г) секретаря Православного медицинского общества. 
На первом этапе такого состава будет достаточно для координации деятельности. При расширении поля деятельности медицинского отдела возможно создание подотделов или дистанционных центров в епархиальных церковных округах.

На сегодняшний день первейшими и главнейшими задачами отдела являются: ведение миссионерской работы и просветительской деятельности среди медицинских работников, подготовка священнослужителей и мирян для работы с медиками и пациентами, координация соработничества органов управления здравоохранения, лечебных учреждений с приходами и монастырями Сыктывкарской и Воркутинской епархии.

В ведении епархиального медицинского отдела находятся следующие подразделения: Православное медицинское общество, молитвенные комнаты в медучреждениях, веб-страничка для публикации новостей медицинского отдела.

Для более эффективной просветительской работы среди медицинских работников в епархии было создано Православное Медицинское Общество во имя Святого великомученика и целителя Пантелеимона, объединяющее врачей всех специальностей, в том числе фармацевтов, лаборантов, а также медицинских сестер и преподавателей медицинских учебных заведений г. Сыктывкара. Сформировался уже постоянный состав: 45 человек, из них 28 врачей, 14 медсестер, 3 преподавателя. Активно участвуют в работе Общества врачи из. Корткеросского района, то есть можно утверждать, что общество является уже республиканским.
В своей работе Общество использует опыт Санкт-Петербургского Общества православных врачей. Общество ставит перед собой следующие задачи:

-информирование общественности о проблемах современной медицины и биотехнологий в свете учения Православной Церкви;
-разработка и осуществление проектов в области духовного просвещения и благотворительности;
-ведение миссионерской деятельности для ознакомления медицинской общественности с основами православного вероучения;
-содействие охране здоровья и защите граждан от недобросовестной рекламы лекарств и незаконных методов лечения;
-участие в защите репродуктивных прав граждан;
-содействие духовному развитию членов общества, организация паломнических поездок;

Весь этот объем работы невозможно реализовать без четких координирующих организационных форм. Единственно возможной такой формой уже реально становится епархиальный медицинский отдел.
Создание медицинского отдела в Сыктывкарской епархии сразу дало ощутимые результаты: за прошедшие полтора года открылись три новых молитвенных комнаты в лечебных учреждениях, распределены по лечебным учреждениям священнослужители епархии, проведено уже две научно- практических конференции и научный симпозиум. Установлены взаимоотношения сотрудничества с Коми филиалом Кировской медицинской академии, Сыктывкарским медицинским колледжем, проводятся совместные мероприятия с Республиканским геронтологическим обществом, активно посещаются лечебные учреждения с миссионерскими группами. Медицинским отделом активно рассматриваются все самые актуальные проблемы, встающие перед медицинскими работниками. Врачи привлекаются к научной деятельности, а также проведению лекций и бесед перед священнослужителями епархии. С 2003 года стали совершаться регулярные паломнические поездки по святым местам России и Республики Коми.
Конечно, такая деятельность была бы невозможна без личной заинтересованности Правящего архиерея епископа Сыктывкарского и Воркутинского Питирима, который активно участвует в работе медицинского отдела и Православного медицинского общества, предоставляя конференц-зал Дома епископа для проведения всех мероприятий медицинского отдела. «Воспитание духовно здорового и нравственно чистого медицинского работника, умеющего служить добру и противостоять злу, послужит укреплению телесного и духовного здоровья граждан нашего земного Отечества. Именно в этом я вижу главную цель деятельности епархиального медицинского отдела», - так определил задачи отдела Преосвященнейший Владыка Питирим в выступлении на одном из заседаний Православного медицинского общества.
Первую оценку деятельности медицинского отдела по итогам 2004 года дал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: «Отрадно отметить деятельность медицинского отдела Сыктывкарской и Воркутинской епархии. Научно-практическая конференция «Нравственность и медицина», проведенная отделом в 2004 году, еще раз наглядно показала печальную картину демографического положения нашего общества, предстоит много потрудится, чтобы переломить и исправить нынешнюю демографическую ситуацию. Важным направлением в этих усилиях могло бы стать своевременное донесение соответствующей информации в образовательные и медицинские учреждения».
Без сомнения, опыт деятельности медицинского отдела Сыктывкарской и Воркутинской епархии заслуживает изучения и распространения и в других епархиях Русской Православной Церкви. Создание подобных отделов будет правильным и адекватным ответом на задачи, поставленные Предстоятелем Русской Православной Церкви Святейшим Патриархом Алексием II, а также социальной доктриной Русской Православной Церкви.  


Использованная литература:

1. Православие и медицина. Сборник избранных докладов медицинской секции Международных Рождественских образовательных чтений. Москва, 2005.
2. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Москва, 2001.
3. Свящ. Сергий Филимонов. Спорные и нерешенные проблемы социальной доктрины Русской Православной Церкви в области здоровья граждан, биомедицинской этики. Санкт- Петербург, 2004.
4. Прот. Иоанн Брэк « Биоэтические дилеммы и Православие». Syndesmos News, V.12, N 2? Spring 1998- p.5-10.
5. Врачебные ассоциации, медицинская этика и общемедицинские проблемы. Сборник официальных документов. Москва, 1995.
6. И.В. Силуянова. Человек и болезнь. Москва, 2001.
7. Жизнь ради жизни. Беседы о медицине и Православии. Сыктывкар, 2003.
8. Др. Георгий Калюсик. Медицина и христианское сознание. Русский паломник, № 3, 1991.