Телефон доверия
по вопросам нежелательной
беременности и абортов
8(800)200-05-07
бесплатный звонок по РФ
При реализации проекта «Телефон доверия», используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 No 68-рп и на основании конкурса, проведенного "Союзом женщин России".
Оплата абортов из средств ОМС
Должно быть запрещено, так как нарушает права налогоплательщиков - 47.1%
Дожно быть разрешено, так как это право на аборт - 5.9%
Государство не должно финансировать аборты - 35.3%
Должно быть отменено за исключением медицинских показаний - 11.8%

Всего голосов: 17
Голосование по этому опросу закончилось в: сентября 8, 2015
Суррогатное материнство
должно быть запрещено - 83.3%
должно быть разрешено - 16.7%
Голосование по этому опросу закончилось в: февраля 6, 2015
02.02.2009

Библейская антропология и медицина

Епископ Тихвинский Константин (Горянов),
ректор Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии,
кандидат медицинских наук, действительный член РАЕН
 Взгляд Библии на медицину для нас очень важен: он навсегда остается ориентиром для каждого человека, верующего в Бога. Однако очень сложно сопоставлять медицину наших дней с лечебной практикой библейских времен. Мы говорим не только о трудности сопоставления библейской терминологии, которая в высшей степени метафорична, с современной международной классификацией болезней, но и о самой психологии отношения к болезни.
 В настоящее время целый ряд болезней сошел на нет, например, оспа. На смену им пришли другие, например, СПИД. Тем не менее, непреложны и поныне слова, сказанные псалмопевцем и царем Давидом почти три тысячи лет назад: «Дней лет наших семьдесят лет, а при большей крепости восемьдесят лет» (Пс. 89, 10). Несмотря на все колоссальные достижения современной медицины, они остаются верными и сейчас. Остаются значимыми для верующего сознания вопросы религиозной этики: что значит болезнь для того, кто болен? Болезнь обычно рассматривалась как наказание за грехи, например, увидев слепорожденного, ученики спросили у Иисуса: «Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Ин. 9, 2).
 Она может посылаться Богом прямо, например, перед казнями египетскими: «Господь сказал (Моисею) - кто дал уста человеку? Кто делает немым или глухим, или зрячим, или слепым? Не Я ли Господь (Бог)» (Исх. 4, 11). Болезнь может возникнуть у человека с Божия попущения или с Божия соизволения через посредство нечистой силы, как у Иова. Тогда «отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его и по самое темя его» (Исх. 2, 7). Причиною болезни может также быть человеческая зависть. Так, у того же Иова мы встречаем «...глупца убивает гневливость и несмышленого губит раздражительность» (Иов. 5, 2). С другой стороны: «Кроткое сердце - жизнь для тела, а зависть -гниль для костей» (Притч. 14, 30). Ветхий Завет причиной болезни указывает также физическое пресыщение; Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, взывает к нам из глубины веков: «Сын мой! в продолжении жизни испытывай твою душу, и наблюдай, что для нее вредно, и не давай ей того... Не пресыщайся всякою сластью, и не бросайся на разные снеди; ибо от многоядения бывает болезнь, и пресыщение доходит до холеры, от пресыщения многие умерли, а воздержный прибавит себе жизни» (Сирах 37, 30-34). В любом случае считается, что в конечном итоге болезнь ниспослана Богом за грехи.
 В Библии отчетливая классификация внутренних болезней отсутствует, медицинские наблюдения чаще всего сводятся к тому, что видимо: кожным болезням, ранениям, переломам и лихорадке, сопровождающей инфекционные заболевания. Кроме этого употребляются общие понятия слабости и немощи, возбуждения и припадка. Естественные причины многих болезней не вскрываются, разве только у тех, которые очевидны: ранения, падения, одряхление и слепота при старости. Во главу угла ставится другой вопрос: почему болезнь, поражая вещественное тело, так или иначе влияет и на душу человека, в которой заключен образ Божий. Ответ на этот вопрос следует искать в библейской антропологии.
 Священное Писание не занимается анатомией и физиологией. Но с самого начала оно прямо и четко говорит о происхождении человека: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2, 7). Человек - не инопланетянин, он не пришелец из других миров, он земля, и тело его в землю уходит. Поэтому Екклесиаст и сказал «в сердце своем о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные: потому что участь сынов человеческих и участь животных - участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом; потому что все - суета! Все идет в одно место; все произошло из праха, и все возвратится в прах» (Еккл. 3, 18-20). Однако хотя человек и дышит одним и тем же воздухом, что и презренные в Библии свинья и бродячий пес, и больше пяти минут не может прожить без воздуха, ибо «одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом», все же человек поставлен над миром. Творя человеческую природу, Бог поступает особенным образом (в богословии говорится о предвечном Совете Пресвятой Троицы): «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему... И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесъ, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, (и над зверями), и над птицами небесными, (и над всяким скотом, и над всею землею), и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1, 26-28). Человек потому способен и призван быть не только в мире, но и стоять над миром, что Caw Бог «вдунул в лице его дыхание жизни»(Быт. 2, 7).
 Именно это живое существо, наделенное образом Божиим, стало человеком. Итак, человек состоит из двух основных элементов материального тела, первосубстанция которого земля, и духовной бессмертной души, носящей в себе образ Божий.
 В Ветхом Завете тело и плоть обозначены одним словом «ба cap», в греческом же тексте Нового Завета для этих понятий есть два слова: тело - soma (лат.: corpus) и плоть - sarx. Плоть можно сопоставить с тем, что теперь в гистологии называется «тканью», т.е. это по существу базовый уровень организации тела, рассматриваемой как совокупность слаженно действующих органов. В Библии плоть никогда не рассматривается как нечто дурное. Иов Многострадальный, сетуя, напоминает Богу: «Вспомни, что Ты, как глину, обделал меня, и в прах обращаешь меня?... кожею и плотью одел меня, кос тями и жилами скрепил меня» (Иов 10, 9 и 11). Плоть вышла из pyк Божиих, как бы из рук гончара или ткача, и Псалмопевец славит Бога: «Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен» (Пс. 138; 13, 14) Тем самым плоть достойна и нашего восхищения, ибо она была воспринята Сыном Божиим «и Слово стало плотию и обитало с нами полное благодати и истины» (Ин. 1, 14). Плоть способна преображаться Духом Божиим. Даже апостол Павел, который в термин «плоть» вносит определенную смысловую двойственность, все ж говорит: «Никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тел Его, от плоти Его и от костей Его» (Еф. 5, 29 и 30). А в послании к Евреям апостол Павел еще больше утверждает достоинство плоти: «Как дети причастны плоти и крови, то Он (Иисус) также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти то есть диавола» (Ев. 2, 14).
 Поэтому и в молитвах, связанных с Таинством Евхаристии встречаются не только выражение «тело» Христова, но и «плоть». Например, в молитве перед Святым Причащением св. Василий Великий обращается к Иисусу Христу: «Безначального Отца соприсносущный Сыне, и собезначальный, премногия ради благости, в последние дни в плоть оболкийся...» или же в благодарственной молитве св. Симеона Метафраста после Причастия: «Давый мне пищу плоть Твою волею... Чувств просвети простую пятерицу».
 Примечательно еще и то, что плоть представляется неотъемлемой составной частью нашего существа, когда человек здоров. Например, есть такие библейские выражения: «плоть и кровь», «кость и плоть», «сердце и плоть». А в болезненном состоянии человека, когда все внимание сосредоточено на недугах, слово «плоть» может означать все тело. Например, у пророка и Псалмопевца Давида: « Чресла мои полны воспалениями и нет целого места в плоти моей» (Пс. 37, 8). Апостол Павел пишет в послании к Галатам: «Хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз, но вы не презрели искушения моего в плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня как Ангела Божия» (Гал. 4, 13-14).
 Когда же апостол Павел в 1-ом послании к Коринфянам духовного человека противопоставляет плотскому, то он имеет в виду дуализм не антропологический, а нравственный. Сказать, что человек «плотской», значит охарактеризовать его со стороны его земного, телесного, внешнего аспекта, дающего ему возможность выражать себя только (или преимущественно) посредством этой плоти.
 Наше тело, по Библии, вовсе не является простой совокупностью «плоти и костей», «плоти и крови», которой обладает человек во время своего земного существования. Тело не только объединяет все члены, его составляющие, оно дает выражение личности в ее главных состояниях. Поэтому существование души после смерти, даже в Царствии Божием, не является полноценным состоянием личности. И поэтому тело должно воскреснуть, как Христос. Подобно зерну тело «сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в унижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное» (1 Кор. 15, 42-44).
 В ветхозаветном понимании тело было достойно того же уважения, что и плоть, потому что и то и другое выражает человека во всей его совокупности. Однако Новый Завет больше подчеркивает достоинство тела. Тогда, как плоть возвращается в землю -тело посвящено Господу. Достоинство тела не достигает на земле своей высшей степени: Иисус Христос «уничиженное тело наше преобразит так,что оно будет сообразно славному тепу Его» (Фпп. 3, 21) по образу небесного Адама Христа. Тогда как «плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия» (1 Кор. 15, 49 и 50).
 Понятие «душа» в библейском смысле этого слова отличается от нашего обыденного. Наше сознание, чаще всего, представляет человека состоящим из тела и души, примерно как сосуд - с несмешивающимися жидкостями, скажем, водой и маслом. В Библии «душа» имеет очень много значений. В общем же, душа обозначает всего человека, поскольку он оживлен духом жизни, но душа не является «частью», образующей в соединении с телом человеческое существо. Собственно говоря, душа не обитает в теле, а выражается телом, которое, в свою очередь, как и плоть, обозначает всего живого человека. Поэтому понятие «жизнь» и «душа» часто оказывается равнозначными. Душа, как субъект, совпадает с нашим «я» так же, как и библейские «сердце» или «плоть», но с большим оттенком внутренней углубленности и жизненной силы. Это «я» выражается в различных видах деятельности, которые даже не всегда духовны. Так, например, богач в новозаветной притче говорит: «Скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут от тебя» (Лк. 12, 19 и 20). Душа - это жизнь, но не ее источник. Источник жизни Бог, действующий посредством Святаго Духа «И вдунул (Бог) в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2, 7). Эта душа особенная, отличающаяся от душ животных, также обладающих «душою живою» (Быт. 1, 20).
 Одно из отличий человека от других живых существ в том, что он органично соединяет в себе два мира - материальный и духовный. Несомненно, душа его нуждается в теле, а тело в душе. Душа несовершенна без тела и тело несовершенно без души. И самый великий музыкант не смог бы исполнять шедевр на разбитом инструменте. Душа не свободна в своем выборе, если ее парализует плохая работа организма. Существует разрываемая только смертью органичная связь между душой и телом. Поэтому процесс их разделения т.е. смерти, так страшен и томителен для человека. Через болезнь уже начинает проявляться власть смерти над человеком, поэтому Библия говорит по преимуществу о религиозно-нравственном значении болезней, о самой глубинной их онтологии. Испытание болезнью должно возбудить в человеке осознание греха. В просительных псалмах мольба об исцелении всегда сопровождается признанием своих грехов: «Нет целого места в плоти моей от гнева Твоего; нет в костях моих от грехов моих. Ибо беззакония превысили голову мою... смердят, гноятся раны мои от безумия моего» (Пс. 37, 4-6). Автор второй книги Паралипоменон упрекает царя иудейского Асу (IX в. до Р. X.), который «взыскал не Господа, а врачей» (16, 12). Он обратился к врачам, чтобы исцелиться от болезни, которая была карой Божией. Однако встает вопрос, каждая ли болезнь является следствием личных грехов болящего?
 Медицина в библейские времена была в ведении жрецов и, в известной мере, была связана с магией. Однако Библия запрещает применение магии, так или иначе связанной с идолопоклонством. Но и в Ветхом Завете связь священника с врачевателем была очень тесной; как правило, это было одно лицо. При религиозном взгляде на болезнь исцеление понималось как знамение прощения Богом «ибо Я Господь (Бог) целитель твой» (Исx. 1, 26). В Библии до эпохи Царств нет никакого упоминания о врачах как специалистах. Как и в Древнем Египте, откуда вышли евреи, медицинские обязанности чаще всего исполнялись священниками. Они осматривали больного, в случае проказы налагали карантин, следили за санитарным состоянием стана и личной гигиеной. Особо подробно санитарно-гигиенические предписания изложены в книге Левит. Кроме того, что запрещается употребление в пищу крови, одиннадцатая глава содержит перечень нечистых животных, которых нельзя есть. «И все, на что упадет которое-нибудь из них мертвое, всякий деревянный сосуд или одежда, или кожа, или мешок, и всякая вещь, которая употребляется на дело, будут нечисты» (Лев. 11, 32). Запрещается есть любую мертвечину. В 12 главе излагаются гигиенические предписания роженице. Она «ни к чему священному не должна прикасаться, и к святилищу не должна приходить, пока не исполнятся дни очищения ее» (Лев. 12, 4).
 Наиболее важные указания в Библии относятся к проказе и дифференциальной диагностике кожных болезней. «Когда у кого появится на коже тела его опухоль, или лишаи, или пятно, и на коже тела его сделается как бы язва проказы, то должно привести его к Аарону священнику, или к одному из сынов его, священников. Священник осмотрит язву на коже тела, и если волосы на язве изменились в белыe, и язва оказывается углубленною в кожу тела его, то это язва проказы; священник, осмотрев его, объявит его нечистым. А если на коже тела его пятно белое, но оно не окажется углубленным в кожу, и волосы на нем не изменились в белые, то священник имеющего язву должен заключить на семь дней. В седьмой день священник осмотрит его, и если язва его остается в своем виде и не распространяется язва по коже, то священник должен заключить его на другие семь дней. В седьмой день опять священник осмотрит ее, и если язва менее приметна и не распространилась язва по коже, то священник должен объявить его чистым; это лишаи, и пусть он омоет одежды свои, и будет чист. Если же лишаи станут распространяться по коже после того, как он являлся к священнику для очищения, то он , вторично должен явиться к священнику. Священник, увидев, что лишаи распространяются по коже, объявит его нечистым: это проказа» (Лев. 13, 2-8). Вся одежда, обувь и все, к чему прикасался прокаженный, подлежало сожжению. С его дома сбивали даже штукатурку. Прокаженный должен жить вне стана, носить разодранные одежды и; кричать: «Нечист! Нечист!» (Лев. 13, 45). Уже в Новом Завете Иисус Христос исцелив десять прокаженных, повелевает им пойти и освидетельствоваться у священников (Лк. 17, 14).
 Пятнадцатая глава содержит предписание о гигиене тела мужчины и женщины. Библия категорически запрещает кровосмешения. «Никто ни к какой родственнице по плоти не должен приближаться с тем, чтобы открыть наготу» (Лев. 18, 6). Запрещаются половые сношения с женщиной во время кровотечения, мужеложство и; «ни с каким скотом не ложись, чтобы излить (семя) и оскверниться от него; и женщина не должна становиться перед скотом для совокупления с ним. Это гнусно» (Лев. 18, 23). Перемена пола является тягчайшим преступлением. Интересен запрет носить одежду, тканную из двух видов нитей.
 Во временена пророка Иеремии (вторая половина VII века до Р. X.). Галаад уже был родиной врачевателей; упоминается галаадский бальзам (Иерем. 8, 22). В Новом Завете апостол Павел называет апостола Луку своим «врачом возлюбленным» (Кол. 4, 14). По преданию Лука был врачом. Евангелие от Луки содержит ряд тонких медицинских наблюдений.
 Медицинские знания ветхозаветных священников, занимавшихся врачебным делом, в основном были эмпирическими. Обряд жертвоприношения давал некоторые представления об анатомии животных. Анатомия человека едва ли существовала как наука, принимая во внимание ветхозаветные обрядовые запреты притрагиваться к мертвецу, не говоря уже о вскрытии трупа. В Библии находим очень мало ссылок на анатомические и физиологические факты.
 Специфических названий заболеваний также очень мало. В основном употребляются слова: болезнь, слабость, немощь. Конкретно говорится о проказе, парше, лишае, чесотке. Мор, язва или чума часто упоминаются в Ветхом Завете. Бубонная чума была бичом библейских стран.
Слепота была широко распространена в Палестине и соседних странах. Можно выделить две главные болезни: трахома - вирусный конъюнктивит, который до сих пор является причиной слепоты на Ближнем и Среднем Востоке, и атрофия зрения, встречающаяся у стариков, как например, у Исаака (Быт. 27, 1), священника Илия (1 Пар. 3, 2) и др. Слепота лишала человека права на священство, но сострадание к слепому вменялось в обязанность (Лев. 19, 14), а оскорбивший слепого проклинался (Втор. 27, 18).
 Что касается методов лечения, то в этом отношении Библия содержит немногие факты. Библия акцентирует внимание на том, как человек воспринимает свою болезнь. Мы читаем об омовениях, помазании маслом, о наложении успокаивающих мазей на раны перед тем, как перевязать их (Ис. 1, 6), о пластыре из смокв, накладываемом на нарыв (Ис. 38, 21), об омовении вином и маслом ран милосердным самарянином (Лук. 10, 34), о согревании тела другим телом, как Ависага согревала престарелого Давида (3 Цар. 1, 2).
В Библии мало говорится о лекарствах, принимаемых внутрь, хотя Ближний Восток хорошо знал об отварах трав. Вино со смирною, предложенное Иисусу на кресте, предназначалось для облегчения боли. Смирна, или мирра, есть легкое снотворное. Апостол Павел советовал своему ученику Тимофею употреблять немного вина для облегчения желудочных болей (1 Тим. 5, 23). Мандрагоры считались способствующими зачатию. В Евангелии упоминается десятина с мяты, аниса и тмина, которые обладают ветрогонным действием (Мф. 23, 23). Большинство же средств как в еврейской фармокопее, так и в египетской были диетическими, например: мука, молоко, уксус, вино, вода, миндаль, смоквы, изюм, апельсины, мед. Об аптечном искусстве говорится только в смысле приготовления благовоний.
 Важнейшей хирургической операцией, имевшей религиозное значение и упоминаемой в Библии, следует считать обрезание крайней плоти, изначально совершавшееся кремневым ножом. Об операции прокалывания уха шилом как видимом знаке добровольного рабства говорится в книге Исход (Исх. 21, 6).
 В Новозаветное время врачевательное служение Иисуса Христа было принято как наследие апостолами наряду с Его учением; исцеление больных рассматривалось как первейший долг Церкви. Перечисляя дары Святого Духа (харизмы) апостол Павел пишет: «Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений» (1 Кор. 12, 8 и 9). По примеру апостолов священники Новозаветной Христовой Церкви призваны облегчать страдания. Обращаясь к первым христианам, апостол Иаков призывает: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего и восставит его Господь» (Иак. 5, 14 и 16). Но здесь уже мы переходим от медицины на благодатное воздействие Таинств, в область сакраментологии.
 Со времени Иисуса Христа полагается, что значение болезней не в том, что их должно не стать, а в том, что Божественная сила, которая их в конце концов победит, уже действует на земле. Ибо болезнь имеет духовный смысл, но остается испытанием для человека. Последний враг, древний враг, с которым сражается Христос, - это смерть. Бог есть жизнь. После Второго Пришествия Христова болезней не будет и таинственные апокалиптические «листья древа жизни» будут исцелять народы (Откр. 22, 2). Но это в апокалиптическом будущем, а сейчас Библия призывает воздавать высокую честь врачу: «Почитай врача честью по надобности в нем; ибо Господь создал его, и от Вышнего врачевание, и от Царя получает он дар. Знание врача возвысит его голову и между вельможами он будет в почете. Господь создал из земли врачевства и благоразумный человек не будет пренебрегать ими... Для того Он (Бог) и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими он врачует человека и уничтожает болезнь его. Приготовляющий лекарства делает из них смесь, и занятия его не оканчиваются и через него бывает благо на лице земли. Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь и исправь руки твои и от всякого греха очисти сердце. Вознеси благоухание и из семидала памятную жертву, и сделай приношение тучное, как бы уже умирающий. И дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. В иное время в их руках бывает успех. Ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни» (Сир. 38, 1-14).