Библиотека


22.11.2019

Заявление Церковно-общественного совета по биомедицинской этике Московской Патриархии «О вспомогательных репродуктивных технологиях»

В 2000 году в «Основах социальной концепции Православной Церкви» в разделе, посвященном биоэтическим проблемам, четко оговорено, что «расширяющееся технологическое вмешательство в процесс зарождения человеческой жизни представляет угрозу для духовной целостности и физического здоровья личности».

В дальнейшем Церковно-общественный совет по биомедицинской этике неоднократно детально обсуждал суть нравственных проблем, связанных с развитием вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ). На основании детальной аргументации принимались Заявления Совета, где обосновывалась не совместимость методов ВРТ, и в частности экстракорпорального оплодотворения и переноса эмбриона (ЭКО и ПЭ) с нравственными чувствами христиан.

 

Тем не менее, в настоящее время в связи с ростом вторичного бесплодия от абортов, длительной контрацепции и венерических заболеваний, а также с практикой товарно-денежных отношений в медицине, предпринимаются попытки расширить «рынки» сбыта «услуг размножения» и для православных граждан. В том числе в виде богословской аргументации в рамках «икономии», что даст возможность православному человеку использовать различные модификации ЭКО как методов преодоления бесплодия. Следует обратить внимание, что методы ЭКО – это не лечение бесплодия, а преодоление его. Церковно-общественный совет по биомедицинской этике рекомендует не отказываться именно от лечения и не ограничивать его во времени.

Сторонники изменения позиции, выраженной в «Основах социальной концепции Православной Церкви», призывают признать для православных христиан следующие разновидности вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ):

1) внутриматочную инсеминацию спермой мужа;

2)перенос гамет (смеси сперматозоидов и яйцеклеток) в половые пути женщины - ГИФТ (от англ. GIFT - gamete intrafallopian transfer);

3)проведение ЭКО в естественном цикле, т.е. без гормональной стимуляции созревания дополнительных яйцеклеток.

Первые две технологии ВРТ не имеют отношения к технологии экстракорпорального оплодотворения и переносу эмбрионов (ЭКО и ПЭ), т.е. к собственно «пробирочному размножению». Третий метод к этой технологии непосредственно относится.

Главный аргумент сторонников возможности признания этих методов - отсутствие прямого уничтожения эмбрионов. Но вместо этого присутствует прямое и ясное осознание многовероятностной угрозы их жизни. ЭКО без гибели эмбрионов не бывает хотя бы потому, что минимум 50% попыток всегда неуспешны. Стопроцентной уверенности сохранения их жизни нет ни у кого, и на возможность их гибели все сторонники подобной «икономии» идут осознанно. Соотносится ли нравственное чувство христианина с предусмотренной и запланированной его волей гибелью человеческой жизни?

Это - аргумент индивидуальной ответственности всех сторонников   технологий. Но существует еще и уровень ответственности социальной. Порочность системы ЭКО целесообразно рассматривать в целом.

Допущение одной позиции, одного случая – путь к признанию и распространению других на основе принципа stare decisis («придерживаясь решенного ранее»). Из системы невозможно изъять такие ее элементы, как: суррогатное материнство, разрушение традиционной семьи,   развивающийся коммерческий рынок эмбрионов и половых клеток,

легализацию услуг по деторождению для содомитов,

массовую гибель эмбрионов от начала создания технологии до сегодняшнего дня,   опыты над эмбрионами, высокую вероятность рождения больных детей. Это составляет не полный набор свидетельств о социальной контрпродуктивности ВРТ.    Выделить из этой системы "православное ЭКО" будет не просто искусственной натяжкой, но прямой подменой «великой тайны» (Еф. 5:31) супружеских отношений механическими «скотоподобными» технологиями. Из бытийной сущности зачатия ребенка     исключается благословенный союз любви, которая по своему   достоинству является естественным для человека единством ума, сердца и тела, что не в состоянии вместить в себя современные медицинские методы.

Церковно-общественный совет по биомедицинской этике в который раз свидетельствует о том, что красные линии безопасности жизни проходят сегодня и по проблемам ВРТ тогда, когда ради политических и финансовых выгод попираются церковные каноны.