Здоровье и безопасность


22.09.2010

СОЦИАЛЬНАЯ УГРОЗА НРАВСТВЕННОСТИ И ЗДОРОВЬЮ МОЛОДЕЖИ

Архиепископ Тихвинский Константин (Горянов)
Ректор Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии, профессор 
Председатель Церковно-общественного Совета по биомедицинской этике при Московской Патриархии, канд. мед. наук
 
...одна из главных задач Церкви – участие в формировании правильного, трезвого, а значит воцерковленного самосознания современного русского человека, прежде всего – молодежи. Современные СМИ чаще всего «играют на понижение», стремятся привить молодым людям комплекс побежденного, сделать его объектом для своих манипуляций – характерный лозунг «Уступи соблазну». Нам необходимо формировать у молодежи убеждения победителя. Господь наш Иисус Христос сказал: «Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном. Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей, и всех лжецов участь – в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» (Откровение, 21, 7-8). Победитель – это человек, победивший свои страсти и приносящий духовные, психические и физические плоды.  
 
В последнее время средства массовой информации фиксируют некоторую политическую и экономическую стабилизацию в стране. Тем не менее, мы не должны обольщаться наметившимися тенденциями. Да, с 2003 г. наметилось снижение официальных показателей бедности (подчеркиваю – официальных, поскольку 2121 рубль или 74 доллара США в месяц в наших условиях – не прожиточный минимум, а минимум выживания). Оно составило 22% вместо 27 %. Однако, за чертой бедности до сих пор остается 31 миллион человек. Из этих 31 миллиона почти одиннадцать – обитатели городского дна, составляющие 10% всего городского населения. Из них 3, 4 миллиона человек – нищие, 3, 3 млн. – бомжи, 2, 8 млн. – беспризорные дети и 1, 3 млн. – проститутки. Средняя продолжительность жизни русского мужчины сейчас насчитывает 37 лет (в 1926 г. – 44 года). Начиная с 1993 года смертность регулярно превышала рождаемость на 1 миллион человек. Число рождений на русскую женщину приходится от 1,8 до 1,4. Между тем цифра 2,15 – предельная, за ней начинается вымирание. Ежегодно более 300000 русских мужчин погибают от отравления алкоголем. Ежегодно 70000 человек пропадает без вести. За эти годы Россия потеряла около 10 миллионов человек. Даже сейчас, в сравнительно благополучном Санкт-Петербурге в среднем соотношение рождаемости к смертности составляет 1 к 3, 5. Особенно страшные потери среди молодежи. В нашей стране до двух миллионов наркоманов, и 70-80% из них составляет молодежь до 25 лет. В нашей стране число ВИЧ инфицированных, а это в основном молодежь, по некоторым подсчетам достигает 500000 человек. Сегодняшняя государственная политика воспитания построена на организованном образовании и практически игнорирует социальный аспект воспитания. В постулат возведен принцип: главный инструмент воспитания - это образование, и учитель, преподавая предмет, воспитывает ученика. Другими словами, современная российская система образования практикует воспитание только как часть образовательного процесса. Исследование, проведенное НИИ Комплексных Социальных Исследований (НИИКСИ) СПбГУ в 2002 году показало, как молодые петербуржцы осознают влияние на себе различных источников социализации и воспитания. Вне конкуренции остается влияние родителей - матери (58 % опрошенных), отца (44 %), затем с большим отрывом следуют «друзья» (24 %), «книги» (19 %), «фильмы» (15 %), «родственники» (13 %), и на последнем месте - «учителя» (12 %) . Сегодня необходимо говорить об образовании, которое являлось бы только частью воспитательного процесса, а не наоборот. Это значит, что учитель должен быть сначала воспитателем, а потом уже - историком, математиком, литератором... Именно в этом - корень проблемы воспитания, в том числе воспитания гражданина и патриота в российских образовательных учреждениях. Может быть, в этом кроется ответ на вопрос: «Почему в России очень слабое гражданское общество и в чем проблема его становления?». Но как воспитать гражданина и патриота в сегодняшней России, где утрачиваются нравственные ценности, где засилье коррупции, разгул преступности и т. п., где десятки миллионов людей живут ниже черты бедности и молодежь, по данным социологических исследований, относится к власти резко отрицательно, либо безразлично? По данным Доклада о положении молодежи Санкт-Петербурга в 2003 году , Правительству выразило полное доверие только 3%, Совету Федерации и Думе по 1 % молодых петербуржцев. Молодые люди по настоящему доверяют только Президенту России В.В. Путину – 70 % и Русской православной церкви – 51 %. Данные исследования НИИКСИ СПбГУ среди молодежи Ленинградской области в 2005 году – аналогичны: Президенту доверяют 75 % и Церкви – 62 % молодых людей. В отношении к различным институтам власти (Правительству, Совету Федерации, Думе, силовым структурам, армии) баланс доверия молодежи – отрицательный . Если обратиться к мнению экспертов, социологическим исследованиям и данным статистики, то российскую молодежь можно условно разделить на две большие группы по нравственному и социально-психологическому состоянию: на благополучную и неблагополучную. В случае благополучной молодежи мы говорим о необходимости воспитания и социализации, неблагополучная же молодежь нуждается, прежде всего, в социальной помощи и поддержке, а государство и общество могут получить воспитательный эффект, используя социальную работу с молодежью. И, может быть, это единственный способ формирования в будущем здорового общества, здорового нравственно и ориентированного на позитивные социальные ценности. Главная роль социальной работы со стороны государственных учреждений в воспитании молодежи состоит в формировании чувства социальной справедливости - без этого невозможно формировать гражданина - и гражданской позиции. Необходимо отметить, что характерной отличительной особенностью молодежи является преувеличенное стремление к самоутверждению. У большинства современных школьников наслаждение и удовольствия стали целью (вследствие воздействия рекламы). Подавляющее большинство петербургской молодежи предпочитает пассивно-развлекательные формы досуга (телевизор, магнитофон, компьютерные игры, пиво и т. п.). Только 2 % молодых людей участвуют в каких-либо общественно-политических объединениях, 10 % - в подростково-молодежных клубах по месту жительства . Усугубляется это положение характерным для молодых людей несоответствием уровня потребностей уровню возможностей. Тщеславие и самоуверенность подогреваются невежеством. Человеку хочется заявить о себе, а сказать нечего. Многие находят выход из этого тупика в виртуальных ценностях и наркотиках. СМИ внедряют в сознание молодых стереотип: «бери от жизни все и как можно больше», а их возможности значительно уступают их уровню притязаний. Вместе с тем, процесс формирования патриотического сознания россиян, по мнению ряда ученых и исследователей, постепенно набирает силу, и лидирующей группой в этом процессе выступает нынешняя молодежь, которую можно назвать первым поколением новой России. Но чтобы воспитать гражданственность, необходимо доверие молодежи к власти, а значит и к государству. Сегодня в недоверии государству со стороны молодежи отражается непонимание молодым человеком способности государства и власти отвечать различным запросам детей, подростков и молодежи, но самое главное - способности государства решать уже осознавае¬мые молодыми жизненные проблемы, будь то возможность получить образование, профессию, найти работу, приобрести достойное жилье и т. д. Однако эти и другие подобные высказывания, утверждения являются лишь частью проблемы. Ругать правительство, власть имущих, богатых и коррупционеров – легко, но зададимся вопросом: откуда они взялись и почему некоторые из них столь смело, самоуверенно и безнаказанно навязывают свои аморальные принципы? В них ли только дело, или также (и, скорее, прежде всего) – в нас? Нельзя представить ситуацию так, что пришли какие-то захватчики, силой овладели нами и навязали нам свою якобы абсолютно чуждую нам идеологию. Нет, их выбирали (активно или пассивно – другой вопрос) – мы сами. К сожалению, они – плоть от плоти современного российского общества и лишь концентрируют в себе (зачастую в весьма уродливой форме) социальные язвы и пороки всего народа. Известной аксиомой является то, что та или иная власть отражает духовное состояние народа. Сделав выбор в пользу т.н. либеральных демократических ценностей, наше общество показало свой духовный уровень, поскольку провозгласило примат материального над духовным, количественного над качественным, светского над религиозным. Весьма показательно, что наиболее массовые выступления против политики властей почти всегда шли под экономическими лозунгами, очень редко под сугубо политическими, почти никогда (за исключением деятельности православных организаций) – под религиозно-нравственными. Народ вышел на улицу не тогда, когда легализовывался гомосексуализм и порнография, когда показывался кощунственный фильм «Последнее искушение Христа», а когда встал вопрос о монетизации льгот. При том, что «совместная российско-американская революция» 1991 года была в достаточной степени манипулируемым процессом, она пользовалась сочувствием широких слоев населения, поскольку многие связывали с ней надежды на личное обогащение, личный успех, личную свободу, вхождение в западный процветающий либеральный мир. Многим за подобные верования пришлось заплатить нищетой и позором. Превращение молодой российской демократии с 1991г. по 2000г. в авторитарно-олигархический режим, защищающий дикий криминально-мафиозный капитализм, явилось для многих шоком (но не шоковой терапией), однако оно было закономерным, поскольку, как цинично, но точно заметил Березовский – «У нас власть капитала», а капитал нуждается в концентрации и употреблении. Сам по себе капитал внеморален, но возведенный в абсолют он становится аморальным и антикультурным, с соответствующими социальными и нравственными последствиями. Абсолютизация капитала была исторически неизбежной после семидесятилетнего господства безбожия и воинствующего материализма, который был доведен до своего логического конца реформаторами, рыночниками и монетаристами девяностых, последовательно отбросивших «моральный кодекс строителя коммунизма», как не соответствующий подлинно материалистическому учению. Итак, социальная угроза здоровью и нравственности народа носит системный характер и должна лечиться как системное заболевание. Безусловно, усилиями только Церкви или только государства эту болезнь не вылечить. Необходимо соединение усилий церковных, государственных и общественных институций и, более того – общенародное движение в защиту нравственности, здоровья и самой жизни русского народа. Государственная система образования и социального призрения явно показывает свое банкротство в области воспитания. В списке основных источников влияния на молодых петербуржцев учителя занимают последнее место – (12%). Вообще, следует отметить, что преступность в России катастрофически молодеет. На сегодняшний день в колониях для малолетних преступников содержится в три раза больше подростков, чем в царской России в 1913 г. (соответственно при численности ее населения в 170 млн. человек и современном населении РФ в 145 млн. человек). Люди, по долгу службы имеющие дело с малолетними преступниками, в один голос говорят, что жестокость совершаемых подростками, приводит в шоковое состояние. В наше время жестокость малолетних – не только возрастная болезнь, это болезнь социальная, поскольку она дополнительно катализируется средствами массовой информации. В ходе немалого числа судебных разбирательств выяснялось, что исходным толчком для преступлений (в том числе и убийств) являлся просмотр того или иного боевика. Ряд известных ученых психологов (такие как Санкт-Петербургский профессор А.И. Колеченко) установили ряд закономерностей деструктивной работы СМИ – в частности создание психологических образов, в том числе – образов-убийц. У детей под влиянием видеопродукции, электронных и печатных СМИ формируются образы разнообразных видов убийств. Телевизионные и кинематографические сцены убийств и самоубийств, сопровождающиеся исполнением характерных песен весьма известными исполнителями, закрепляются в психике молодых людей и при стечении определенных обстоятельств толкают их либо на преступление, либо на самоуничтожение. Укажем и на другие образы. Образы половой дезориентации закрепляются у детей видеосценами, где представители одного пола вступают в сексуальные игры друг с другом. Уже в детском саду под влиянием этих образов складываются убеждения, что мальчики могут любить мальчиков (в сексуальном плане), девочки могут любить девочек. Омерзительным и постыдным фактом является то, что на последнем Каннском фестивале первую премию получил фильм о любви двух ковбоев-гомосексуалистов. Весьма опасны и образы отвратительной матери. Во многих фильмах, в том числе и мультипликационных, мать подается в безобразном обличьи. И наоборот, другая женщина выглядит рядом с ней изящной и умной. Таким образом, у молодых людей формируется установка на отторжение от семейной жизни. Страшную социальную опасность представляют образы привлекательного алкоголя, формирующие положительное отношение к спиртным напиткам уже с детсадовского возраста. Уже в детском саду в ответ на вопрос «Где ты был?» нередко дети шутливо отвечают словами из рекламы: «Пиво пил». В результате 80% старшеклассников убеждены в возможности положительного отношения к спиртным напиткам. В результате появляется алкогольная зависимость от т.н. слабоалкогольных напитков (которые, однако, очень сильно бьют по мозгам), Типичный образ молодого человека – бутылка пива в одной руке, мобильный телефон, или девушка – в другой, уши заткнуты наушниками. Последствия подобных воздействий печальны: восемьдесят процентов (если не больше) выпускников старших классов больны теми или иными болезнями. В военкоматы приходят от силы 10% здоровых призывников. Алкогольная зависимость часто кончается не только больницей, но и тюрьмой: не менее 70% преступлений против личности были совершены в состоянии опьянения, прежде всего – в результате употребления т.н. легкого алкоголя и для многих бутылка пива оканчивалась лагерной баландой. В национальном масштабе последствия подобной деструктивной пропаганды катастрофичны. В Санкт-Петербурге смертность в 3,5 раз превышает рождаемость, в структуре смертности ведущее место (не менее 70%) занимают молодые люди – от двадцати до сорока лет. Большая часть смертей связана либо с алкоголизмом, либо с наркоманией. Неудивительно, что средний возраст жизни российского мужчины – 37 лет (по официальным данным – 59). Поддавшись на обман рекламы, сулящей обильный заработок и сладкую жизнь в странах Западной Европы, Бенелюкса, Турции или нефтеобильного Востока, только за прошедший год страну покинуло 50000 молодых девушек. Нужно ли говорить, что у большинства из них по приезде за рубеж отбирают документы и они попадают в самое настоящее рабство, вплоть до витрин публичных домов. Около двух миллионов молодых ребят, основная масса которых скрывается от службы в армии, находятся в розыске. Однако, несмотря на чудовищное давление деструктивных сил на психику молодежи, на ограниченность и немощность государственной молодежной политики, назойливую пропаганду индивидуализма и стяжательства, нарочитые попытки некоторых деятелей СМИ и массовой культуры разложить сознание молодежи, главными жизненными ценностями молодых людей в Санкт-Петербурге и Ленинградской области (по данным исследования сотрудников НИИКСИ СПбГУ под руководством проф. В.Е. Семёнова) в 2003-2005 гг. остаются семья (соответственно 78% в Петербурге и 84 % в Ленобласти), друзья (53 и 52 %), здоровье (53 и 57 %), работа (41 и 29%). Деньги главной ценностью назвали 23 % молодых людей в Петербурге и 28 % в Ленобласти. В последние годы к вере пришли многие наши соотечественники. Если в 1985 году верующими считали себя 28% населения, то теперь это число достигает 61%. Особенно разительны изменения (как это ни парадоксально звучит) среди молодежи. Еще в 1985 г. процент молодежи, считавшей себя скорее верующей, представлял 6-7%. В 1995% этот показатель составлял уже 56%. Все это показывает, что несмотря на понижение нравственного уровня, в русском народе и в том числе среди молодежи еще сохраняется здоровое начало. Проблема состоит в неориентированности, а чаще всего в дезориентированности русского человека и, прежде всего – молодежи. Проводимые среди молодежи опросы показывают, что лишь небольшая часть из считающих себя верующими (около 8%) постоянно посещают церковь, около 50% верующей молодежи никогда в ней не бывают. Задача Церкви и общества состоит в привитии молодежи четких мировоззренческих ориентиров, твердой шкалы нравственных ценностей, а также нравственных, жизнетворных мотиваций, которые некоторые психологи называют стратегическими убеждениями. Вот лишь один пример разрушительного и созидательного стратегического убеждения. Молодым людям посредством телевидения (и не только) по мановению таинственных, хорошо скоординированных сил внедряются в психику следующие убеждения: «Секс – да. Дети – нет. Семья – может быть». Такие убеждения обрекают молодых людей на жизнь «пустоцветов», на зряшное истощение жизненных сил. При таких установках не будет плодов жизни. Поэтому, одна из важнейших задач воспитателей самого разного уровня, начиная от воспитателя детского сада, учителя в школе, каждого из родителей и, наконец, священников – формировать у молодых людей созидательные убеждения: «Любовь – да. Семья – обязательно. Детей – много, сколько пошлет Бог». В настоящий момент, когда страна вымирает, эти убеждения являются жизненно важными. Посредством реализации в жизни этих убеждений можно спастись очень многим, тем более – верующим молодым людям. Итак, одна из главных задач Церкви – участие в формировании правильного, трезвого, а значит воцерковленного самосознания современного русского человека, прежде всего – молодежи. Современные СМИ чаще всего «играют на понижение», стремятся привить молодым людям комплекс побежденного, сделать его объектом для своих манипуляций – характерный лозунг «Уступи соблазну». Нам необходимо формировать у молодежи убеждения победителя. Господь наш Иисус Христос сказал: «Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном. Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей, и всех лжецов участь – в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» (Откровение, 21, 7-8). Победитель – это человек, победивший свои страсти и приносящий духовные, психические и физические плоды. «Безумное молчание всея земли» должно смениться «мнением народным», основанным на вере, на богочеловеческих ценностях и мнением, властно доведенным до сознания правящей элиты, в конечном счете – закрепленным в законах, в государственной и общественной жизни. Процессы, которые в последнее время проходят в государстве, позволяют надеяться на это. Но конечно, все это немыслимо без воцерковления российского общества. Для того, чтобы достичь этого, чтобы воспитать «поколение победителей» потребуются очень серьезные усилия и меры. Здесь требуется активная и грамотная информационная и молодежная политика (и не только со стороны государства, но также Церкви и общества). Среди неотложных мер на повестке для стоят – нравственный контроль над СМИ и прежде всего – электронными, а также над рекламой; последовательное проведение курса православной культуры в качестве федерального компонента образования и усиление роли воспитания и воспитательных дисциплин, прежде всего – гуманитарных; развитие трезвеннического и антинаркотического движения, развертывание антиалкогольной и противоабортной пропаганды и т.д., создание многоцелевых православных молодежных центров. Это трудно, но все это надо делать. И да поможет нам в этом Бог.
 
Список литературы.
1. Актуальные проблемы исследования социального здоровья. СПб., 2004.
2. Исследование положения и проблем молодежи Ленинградской области (отчет НИИКСИ СПбГУ). СПб., 2005.
3. Положение молодежи в Санкт-Петербурге. Ежегодный доклад. / Под ред. В.Е. Семёнова. СПб., НИИКСИ СПбГУ, 2003.
4. Положение молодежи Санкт-Петербурга. Ежегодный доклад. СПб., НИИ Комплексных социальных исследований СПбГУ, 2002.