Здоровье и безопасность


09.11.2007

Реклама как «двигатель» порока.

Реклама как «двигатель» порока.
Игумен Мелхиседек (Артюхин), настоятель Московского подворья Свято-Введенской  Оптиной пустыни.
 “Горе тебе, который подаешь  ближнему твоему  питье с примесью злобы твоей  и делаешь его пьяным,  чтобы видеть срамоту его!”  (Aвв.2,15)

 

 


     Всем известно такое свойство порока как заразительность.  Опасность порока заключается не только в возможности роста степени одержимости им, но в его способности порождать новые “слабости”, пристрастия и пороки.
 “С порочными не дружись!” - одно из вечных родительских предостережений своим чадам.  Но если уберечь ребенка от дурной компании подростков родителям по силам, то убежать жителю города от рекламной кампании ярко  убранных    улиц вряд ли удастся.
Реклама табака и алкоголя  многими оценивается как вполне безобидная. И даже очевидную ложь, например, курение - это “путь к совершенству”, рекламщики призывают толковать исключительно, как безобидный, мягкий юмор. Однако всем известно, что    рекламщики - это специалисты не только по юмору,  живописи и рисунку.  Прежде всего они знатоки  психологии,  особенно западной,  которая уже полвека  самозабвенно служит нахождению путей, приводящих человека сознательно или (что лучше и надежнее)  бессознательно, к одному из самых  значимых действий для  рыночного общества -  к торговой сделке.
“Слово языка их есть грех уст их, да уловятся они в гордости своей за клятву и ложь, которую произносят.”(Пс.58,13).
Утверждение того, что курение - это “путь к совершенству” - не юмор, а реализация основной психологической методики воздействия на человека, с целью принуждения его к действию, желаемому для рекламщика. Эта методика называется нейро-лингвистическим  программированием. Каждый рекламный фокус - это не шутка, а точно - психологически точно, почти научно, т.е. эскспериментально, выверенное воздействие на психику человека, с принудительной целью, т.е. с целью заставить человека совершить действие, даже вопреки его знанию о недопустимости этого действия.
В чем же причина подобных воздействий? Где источник зла?
Почему это происходит? Как не вспомнить здесь Евангельского ответа. Потому, что “ вы хотите исполнять похоти отца вашего”-
“отца лжи”,”человекоубийцы”, который “ от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи”(Ин.8,44).
Нельзя мириться с ложью. “Не скажут уста мои неправды, и язык мой не произнесет лжи” (Иов.27,4).
“Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу”(Еф.4,25)
Реклама табака, пива и вина - это реклама порока, предназначение которого - быть   постоянным источником человеческих бед и социальных бедствий. Каждый из нас должен  говорить и разъяснять это людям, защищая  ближних своих от бед. Причем не только тех, кому предлагается табак и пиво, но и того, кто предлагает, искушая и  вводя в соблазн тысячи и тысячи душ.  Каждый из нас должен находить формы и способы говорить истину о том, что “лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, погибнет”(Притч.19,9).
“Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской.  Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит”(Мф.18,6-7).
К сожалению, жесточайшей опасности  гибели, горя  и  наказания  подвергаются не только заказчики рекламы, рекламщики-исполнители, но и представители власти, допускающие и выпускающие на улицы и площади городов трансляцию лжи. Словами одной из древнейших книг напомним, что “часто и многие, будучи облечены властью, чтоб устроять дела     доверивших им друзей, своим убеждением делают их виновниками     пролития невинной крови
  и подвергают неисправимым бедствиям,     хитросплетением коварной лжи обманывая непорочное благомыслие     державных. Это можно видеть не столько из древних историй, как     мы сказали, сколько из дел, преступно совершаемых пред вами     злобою недостойно властвующих. Посему нужно озаботиться на     последующее время, чтобы нам устроить царство безмятежным для     всех людей в мире, не допуская изменений, но представляющиеся  дела обсуждая с надлежащей предусмотрительностью” (Есф.8,12г.).
Стоит ли допускать изменения в  нравственный закон “не лжесвитедельствуй”?  Стоит ли доверяться “друзьям”, которые, нарушая заповеди, подвергают людей неисправимым бедствиям? Вся история человечества свидетельствует, что благоразумный руководитель, правитель, законодатель, чиновник, желающий блага своему народу, должен знать,  “то, что всякая ложь не от истины”(1 Ин.2,21). Так стоит ли выпускать на улицы города, на страницы журналов и газет красиво упакованную ложь и порок? Особенно если всем  хорошо известна цена, последствия и их разрушительная сила. Не поставит ли это под сомнение не только то, руководитель желает блага людям, но и то, что он благоразумен? Ведь  “кто от Бога, тот слушает слова Божии (Ин.8,47)”.