Защита жизни и аборты


07.12.2008

Вышел очередной сборник снов схимонахини Антонии

Недавно вышла в свет книга с жизнеописанием схимонахини Антонии, которая после своей кончины оставила круг почитателей, распространяющих т.н. «правило схимонахини Антонии». Это правило ходит по рукам среди прихожанок пожилого возраста в виде самиздата, несмотря на возражение священников.

 Правило, со слов самой схимонахини, было дано явившейся ей в храме Богородицей. Причем само правило содержит странные, весьма спорные указания и, что внушает недоверие, без каких-бы то ни было упоминаний об исповеди, покаянии!


Книга содержит жизнеописание, достаточно типичное для старшего поколения верующих: тюрьма, ссылка, блуждания по стране. То, что пережили сотни тысяч, если не миллионы верующих. Схимонахиня принадлежит именно к ним, но стиль «жития» такой, что автор, Александр Трофимов, имеет явные намерения к прославлению покойной монахини в лике святых. Ревностные почитатели создали целый веб сайт, посвященный матушке. В интернете мелькают сообщения о появлении иконы «Явление Богородицы схимонахине Антонии».


Тем не менее, к книге есть много вопросов: 1) авторство листков, явно вредных для духовной жизни народа, никто не опроверг и очевидно, оно принадлежит именно схимонахине Антонии. 2) Упоминается, что она находилась на лечении в психиатрической больнице без ссылок на историю болезни или какие-то документы. Нет никаких сведений или доказательств того, была ли она действительно больна или подвергалась репрессиям. Не все, лечившиеся в психиатрических больницах СССР, были здоровыми людьми. Если человек говорит, что к нему пришла Богородица, да еще и говорит при этом бессмыслицу про чепчики, заочное крещение убиенных младенцев, то мы, конечно, должны предполагать галлюцинацию или духовную прелесть. 3) «Житие», якобы издано по благословению архиепископа Пермского и Соликамского Афанасия, но он умер за два года до издания, причем до своей кончины он, будучи в преклонном возрасте, ушел на покой и не исполнял обязанности архиерея. Даже если предположить, что за несколько недель до кончины тяжело больному и престарелому владыке Афанасию  «подсунули» рукопись под благословение, вряд ли он, находясь при смерти, мог внимательно изучить 600 страничный том. 4) Книга издана в Москве и не имеет благословения ни Патриарха, ни кого либо из правящих епископов РПЦ. То есть, книга издана не только без благословения, но издатели использовали подлог, чтобы любой ценой добиться выхода в свет этого «жития». Если издатели используют обман, значит, зачем-то это нужно. 5) В книге нет никаких внятных выходных данных, касающихся авторства и издателей. Что хотят скрыть? Зачем? 6) Было бы логично идти прямым путем и получить благословение на издание у владыки Климента, правящего архиерея той епархии, где схимонахиня провела последние годы жизни, но это не было сделано, потому что авторы знали, что благословение на издание книги не будет дано.
В чем же проблема с «правилом схимонахини»? Действительно, многие женщины страдают от так называемого «постабортного синдрома», мучаются угрызениями совести. С абортами нужно бороться, и эти методы известны: личное покаяние, исповедь. Второе, не менее важное: мы должны перестать убивать младенцев во чреве, нужно делать все возможное, чтобы остановить это зло через просвещение, открытие различных благотворительных обществ, центров кризисной беременности, работу с властями и законодателями. Нужны активные действия, а что рекомендует «правило»? «Крещение младенцев, убиенных во чреве». Хуже того, малоцерковный человек, поверивший этим безграмотным листкам, пойдет, сделает то, что там написано и после этого посчитает, что все сделано «как надо» и грех прощен. Если же вспомнить, что про исповедь и покаяние в листках вообще не упоминается, то это значит, что жертвы ложных советов могут остаться с неисповеданным грехом детоубийства! В самой книге, за исключением большого числа ненужных, посторонних подробностей, не имеющих отношения к делу, нит ничего еретического, но поклонники схимонахини, распространяя «житийный» самиздат, оправдывают и укрепляют вредное околоцерковное суеверие.
Появление таких книг говорит о том, что назрела необходимость в ответственности издателей, продавцов (псевдожитие уже продается в храмах) за содержание того, что они распространяют, как существует санэпидемстанция, которая контролирует рынки, магазины, для того, чтобы люди не отравились. Должна быть и какая-то ответственность анонимных издателей за распространение книг с подложными благословениями.
Хотелось бы присоединиться к о. Максиму Козлову, настоятелю университетского храма мч Татьяны, который вообще не рекомендует читать «житие» схимонахини Антонии: «Если мы собираемся читать книги для духовного назидания,  (…) то я бы Вам посоветовал обращаться к источникам «несомненным». В сокровищнице церковной мудрости так много книг, которые просто необходимо прочесть».