Репродуктивные технологии


28.05.2021

ЭКО: вопрос ответственности

 ЭКО и его последствия. Ответственность и ее границы для медицины, родителей, Церкви.

 

 

 

      ЭКО и его последствия. Ответственность. Границы ответственности для медицины, родителей, Церкви.

 

Статья публикуется в рамках общецерковного обсуждения проекта документа «Этические проблемы, связанные с методом Экстракорпорального оплодотворения».

 

 

 

      В нашем информационном пространстве уже несколько лет не утихает дискуссия по поводу различных сторон искусственного оплодотворения человека или, как его еще называют, ЭКО - экстракорпоральное оплодотворение. ЭКО является частью большой группы технологий, известных под общим названием "вспомогательные репродуктивные технологии" (ВРТ). В последние месяцы активизировался диалог противников и сторонников благословения на ЭКО. По мнению последних, Русская Православная Церковь должна издать официальный документ, благословляющий ЭКО при соблюдении нескольких условий, главное из которых - отказ от убийства нерожденных детей.

 

      Действительно, согласно Приказа Министерства здравоохранения РФ от 30 августа 2012 г. № 107н "о порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению" каждая пара подписывает Приложение № 12 к приказу Министерства здравоохранения РФ от 30 августа 2012 г. № 107н под названием "Форма информированного добровольного согласия на применение вспомогательных репродуктивных технологий". Здесь содержатся следующие положения:

Я (Мы), (Ф.И.О., год рождения), Прошу (просим) провести мне (нам) лечение бесплодия методом: экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). (...) прошу (просим) провести преимплантационный генетический анализ эмбрионов/ооцитов с целью выявления аномалий по хромосомам  (...)

Мне (Нам) разъяснен порядок проведения лечения методом ЭКО/ЭКО+ИКСИ/ИИ и известно, что:

- для лечения может потребоваться не одна попытка прежде, чем наступит беременность;

- в процессе лечения могут быть выявлены неизвестные ранее факты, из-за которых возможно потребуется изменить план или способ лечения;

- лечение может оказаться безрезультатным;

- преодоление бесплодия с помощью вспомогательных репродуктивных технологий само по себе не повышает, но и не снижает риск врожденных заболеваний плода;- сперма/ооциты/эмбрионы после криоконсервации и размораживания могут быть непригодны для переноса;

- до настоящего времени наука и медицинская практика не располагают достаточным количеством наблюдений для категоричного заключения об отсутствии каких-либо вредных последствий замораживания/размораживания половых клеток/эмбрионов для здоровья будущего ребенка.

Мне (нам) объяснено врачом, что для достижения наилучших результатов лечения могут быть использованы лекарственные препараты, в аннотации которых производитель не указывает бесплодие, как показание к применению, или указывает беременность, как противопоказание к применению. Мне (нам) понятны преимущества и возможные риски применения этих препаратов. На использование этих препаратов я (мы) даю (ем) согласие / не даю (ем) согласие.

Мои (Наши) половые клетки/эмбрионы, оставшиеся после проведения ЭКО/ЭКО+ИКСИ/ИИ прошу (просим): криоконсервировать/утилизировать/донировать

Заявляю (ем), что изложила (и) врачу все известные мне (нам) данные о состоянии моего (нашего) здоровья, наследственных, венерических, психических и других заболеваниях в моей (наших) семье (ях).

Я (Мы) предупреждена (ы) о том, что лечение методом ЭКО/ЭКО+ИКСИ/ИИ может иметь осложнения, вызванные выполнением процедуры (кровотечение, воспаление, ранение соседних органов) и применением лекарственных препаратов, влияющих на функцию яичников (синдром гиперстимуляции яичников, формирование ретенционных кист яичника, аллергические реакции и другие побочные эффекты лекарственных препаратов, предусмотренные их производителем). Мне (Нам) известно, что наступившая в результате лечения беременность может оказаться внематочной, многоплодной, а также может прерваться. Я (Мы) подтверждаю (ем), что внимательно прочла (и) и поняла (и) всю информацию о процедуре, предоставленную мне (нам) специалистами медицинской организации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, его последствиях, а также о предполагаемых результатах. Я (Мы) имела (и) возможность обсудить с врачом все интересующие или непонятные мне (нам) вопросы в этой области. На все заданные вопросы я (мы) получила (и) удовлетворившие меня (нас) ответы. Мое (Наше) решение является свободным и представляет собой информированное добровольное согласие на проведение данной процедуры.

Формы расписок являются подзаконными актами Минздрава и являются обязательными при проведении ЭКО. Источник: сайт Минздрава РФ и портал правовой информации garant.ru

 

В документе есть один существенный момент:  "Прошу провести преимплантационный генетический анализ эмбрионов с целью выявления аномалий по хромосомам". Что это значит? При процедуре ЭКО, независимо от количества подсаженных эмбрионов и технических деталей, высока вероятность врожденной патологии, выше, чем в естественных условиях. Причина не только в противоестественности зачатия в пробирке, но и из-за того, что на ЭКО приходят не вполне здоровые пары. Накопленный опыт репродуктологов  позволяет выявить "бракованных" детей, подсадить самого лучшего, а остальных уничтожить. Несмотря на селекцию, вероятность успеха ЭКО даже в этом случае не превышает 50%, а при использовании одной яйцеклетки - не более 10%. Таким образом считается, что при рождении одного ребенка потребуется уничтожить приблизительно десять его братьев и сестер. Это данные, конечно, оценочные, абсолютно точной статистики нет. Но даже после селекции эмбрионов и отбора самых здоровых частота рождения с аномалиями при ЭКО выше, чем в естественных условиях.

Итак, давайте запомним: один из важнейших элементов технологии ЭКО - преимплантационная диагностика с селекцией с целью не допустить рождение больных детей.

Теперь представим себе, что будет, если документ о благословении на ЭКО, пусть даже с оговорками, официально утвердят как позицию РПЦ? Да, технология т.н. "естественного цикла" с подсадкой одного эмбриона без замораживания существует и ее уже  прозвали "православным ЭКО". Это будет технология естественого цикла без одного, очень важного компонента: преимплантационной диагностики с селекцией. Точнее диагностика может быть, а селекции не будет. Поскольку вероятность аномалий очень высока, то многие из этих детей-эмбрионов будут больны. Их будет много. Во время имплантации врач сразу увидит и должен будет предупредить родителей о последствиях "православного ЭКО". Врач обязан  это сделать не только из соображений медицинской этики и по закону, но и по другой, очень важной и вполне понятной причине: клиника и сам доктор захотят себя обезопасить от юридической и моральной ответственности за рождение инвалида с их помощью, когда они знали, что подсаживают нездорового ребенка.  У врача будет, собственно, два выхода: первое  - обмануть родителей и тихо все слить в канализацию, сославшись на неудачу: второе - сказать о последствиях и взять у мамы информированное согласие в соответствии с законом, где прописать уход от ответственности и перекладывание её на пациентку. 

В момент подписания бумаги родители встанут перед тяжелым, почти непереносимым искушением: сделать все так, как того требуют инструкции Минздрава - (уничтожить), или подсадить заведомо больного ребенка. Здесь важно то, что клиника из-за единичного клиента не будет рисковать и продумает все юридические ньюансы, касающиеся отказа от ответственности за последствия т.н. "православного ЭКО".

Далее, маложизнеспособный ребенок, скорее всего, не доживет до рождения, но может и родиться. В этом случае возникнет новая проблема, а именно вопрос об ответственности за происшедшее. Если "православное ЭКО" без селекции эмбрионов станет массовым, счет пойдет хотя бы на сотни, то этих случаев будет много! Как правило, при тяжелых патологиях страховка и пособие на детей-инвалидов не покрывает всех расходов, а родители таких детей, естественно, потянутся в отделы благотворительности епархий Русской Православной Церкви за помощью в покупке инвалидных колясок, оплате курсов реабилитации и т.д. Возможно, они будут задавать неудобные вопросы, особенно тем, кто всеми силами добивался благословения на ЭКО. Но самое тяжелое бремя ответственности возникнет в связи с тем, что, вполне возможно,  родители будут склонны обвинить РПЦ и ее Священноначалие в своей личной трагедии, так как благословение на ЭКО будет означать и определенный груз ответственности за судьбу этих семей.  Мало того, нельзя исключить и судебные иски против РПЦ со стороны родителей, наподобие того, как на врача могут подать в суд за последствия неправильного совета.

Можно предположить, что (в случае принятия) через несколько лет будет поднят вопрос о пересмотре этого документа и ужесточением позиции наподобие того, как сделала Римо-Католическая Церковь - полный запрет на ЭКО для верующих. Эта позиция РКЦ появилась не случайно, а в результате глубого анализа технологии ЭКО и возможных последствий как для Церкви, так и для самих семей. Хотя проект документа о благослоении на ЭКО давно выложен на сайте Межсоборного Присутствия с целью общецерковного обсуждения, нельзя сказать, что все проблемы проработаны и изучены, а на неудобные вопросы есть ответы.

Прот. Максим Обухов