Репродуктивные технологии


14.04.2021

О недопустимости "благословения на ЭКО"

На мой взгляд, содержащееся в документе благословение на ЭКО неприемлемо по следующим причинам.

 

1) Сколько гибнет детей при ЭКО? Вероятность родиться у "ЭКОшных" детей - с момента зачатия составляет около 10%. Вероятность успеха ЭКО при обычной процедуре составляет около 40% потому что используются лишние эмбрионы, что позволяет повысить шансы на успех. 90% погибающих детей это абсолютно неприемлемо и не может быть ничем оправдано. При этом даже в перспективе не предвидится технологий ЭКО, позволяющих значительно уменьшить вероятность гибели детей до рождения.

2) Предположим, документ принят и на рынке появилась услуга так называемого "православного ЭКО", подразумевающая отказ от редукции и селекции эмбрионов. Но при любом оплодотворении in vitro есть вероятность получения больного плода, как, впрочем, и в естественных условиях. И вот, благодаря предимплантационной диагностике врачи видят, что ребенок болен. Но, руководствуясь заранее принятым условием недопустимости редукции получается, что врачи должны подсадить заведомо больного ребенка микроскопического размера, родители должны с этим согласиться. Не нужно, наверное, доказывать и объяснять, что на это мало кто не пойдет и ни родители, ни врачи с этим не согласятся. Поэтому тут содержится заведомо неразрешимое внутреннее противоречие.

3) Последнее время отличается большим прорывом в позитивных отношениях между Русской Православной Церковью и Ватиканом. Между нами ведется интенсивный диалог по важным и не очень важным вопросам. Но почему-то мы не провели консультации с РКЦ. Не было диалога, позиция и аргументация РКЦ не учтена, хотя Ватикан имеет мощный аналитический аппарат и запрет на ЭКО с их стороны вполне обоснован.

4) В научной и медицинской среде нет единства по поводу одобрения ЭКО в отношении детей-экошников. И, что интересно, педиатры и репродуктологи дают разную статистику по состоянию этих детей. В чем причина? Наверное, причина в том, что репродуктологи заинтересованы в лучшей статистике, а педиатры более объективны, материально не заинтересованы, а также могут наблюдать детей длительное время.

5) Этот документ, содержащий благословение на ЭКО, вызывает резкое неприятие со стороны православной общественности. Большинство экспертов и специалистов, которых я знаю, высказываются против его принятия. Абсолютное большинство! Если документ будет принят, то это значит, что для его приятия нужно будет попросту проигнорировать мнение значительного числа уважаемых людей. Это поставит Русскую Православную Церковь в неудобное положение внутреннего раздора и разделения, в то время как при нынешнем status quo допустимы разногласия и частные мнения.

6) В случае принятия документа в будущем неизбежно его расширительное толкование. Мало кто будет вникать в детали и подробности, а редукция эмбрионов и манипуляции над эмбрионами станут чем-то приемлемым. Этот шаг в своем внутреннем содержании будет означать благословение на массовую гибель детей до рождения и отказ от принципа защиты жизни с момента зачатия. Обществом принятие церковного документа будет восприниматься как благословение на ЭКО в целом.

 

протоиерей Максим Обухов