Репродуктивные технологии


13.03.2010

Клонирование: человек как подобие человека

Силуянова И.В., зав. кафедрой биомедицинской этики Российского Государственного Медицинского Университета, профессор, доктор философских наук, зам. председателей Церковно-общественного Совета по биомедицинской этике Московского Патриархата

 

В тот или иной период своей истории человечество ставит перед собой различные задачи, пытаясь их решить и теоре-тически и практически. Начало XXI века ознаменовано тем, что на повестке дня встал вопрос о клонировании человека, т.е. об искусственном создании человека по заданным параметрам или с выбранным нами свойствами. Для многих сама постановка этого вопроса — новое слово в истории науки и культуры. Тем не менее это «новое слово» является вовсе и не новым. Клонирование человека — это вариант научно-технического воплощения фундаментальной философской идеи о «человекобожии».
Впервые проблему «человекобожия» поставил в конце XIX века Фридрих Ницше. Устами Заратустры он предложил свою версию ее решения в учении о «сверхчеловеке». Практически одновременно Ф. М. Достоевский сформулировал идею Богочеловечества.
С этого времени дилемма «Богочеловечество — человекобожие» становится ведущей для русской философии. В первой половине ХХ века в форме интеллектуальных дискуссий на уровне журнальных публикаций и книг, издаваемых за рубежом, она выглядела весьма абстрактно. В конце ХХ века на уровне биомедицинской практики она наполняется вполне конкретным содержанием. В начале века «человекобожие» — это, как правило, мнящая себя средоточием достоинств гуманистическая гордыня. «Гуманизм включал, чем дальше, тем больше, апофеоз человека, апофеоз человеческих ценностей, человеческих потенций...» (Б.Г. Кузнецов. Идеи и образы Возрождения. М.Наука,1979, с. 153). В конце века «человекобожие» — это стремление напрямую уподобиться Богу — Творцу и создать, наконец, в лаборатории некое «живое существо» по параметрам, выбираемыми и желательными ему — «человеку-творцу». Бесспорно, что идея клонирования человека — наглядный пример апофеоза дерзости человеческих потенций.
Что же представляет собой продукт этих человеческих потенций? В строгом смысле слова создаваемое, т.е. клонируемое «существо» вряд ли будет «человеком». Ибо по сути своей «оно» в биофизиологическом смысле не может рассматриваться как человек. Почему? Прежде всего потому, что человек, в биофизиологическом смысле, возникает в результате слияния мужской и женской половых клеток. Склонированное «существо» же возникнет в результате слияния женской половой клетки и соматической клетки или женщины или мужчины, в зависимости от того, кто и чей клон хочет получить. При клонировании человека слияния мужской и женской половых клеток не произойдет. Вот почему вряд корректно говорить о создании собственно человека путем технологии клонирования. Речь идет именно о создании некоего человекоподобного существа.
Человек в операции клонирования создает не человека, но существо, созданное лишь «по образу и подобию» человека.
В этой ситуации само собой напрашивается сравнение двух творческих действий — сотворения человека Богом и клонирования человеком человека. Если мы рассмотрим, из каких параметров складываются данные действия и сравним их, то перед нами откроется весьма не приятная для гуманистической идеологии картина.
Первый параметр — связан с вопросом «почему?», по какой причине человек создает клонированное существо? Создает ли «его» человек по причине полноты любви творца к своему творению? Нет. «Оно» творится по причине возникновения у «творца» потребности продлить свое земное существование путем периодичной пересадки себе стволовых клеток, новых органов и тканей, изымаемых из «созданных существ».
Второй параметр связан с вопросом — какими себе подобными свойствами наделяет человек-творец созданную им жизнь? Может быть свободой? Или способностью к совершенной любви и волей к спасению?
Совсем нет. Новая жизнь наделяется желаемым генетическим с ним тождеством, необходимым для преодоления барьеров несовместимости тканей при пересадки органов, тканей и(или) клеточной массы.
Третий параметр связан с вопросом «зачем?» Каково предназначение созданных «существ»? Может быть человек-творец все же предусматривает их спасение? «Ведь Господь сделал нечто даже большее, чем творение мира и создание человека. Он заменил падшего человека Собой. В этом произошло искупление в метафизическом плане» (Архим. Рафаил. Тайна Спасения. М.Изд-во М.П. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001, с.8). Гуманист — человек не без жалости. Жалея и сострадая созданному им «существу», он предусматривает возможность полной или частичной атрофии мозговой деятельности. Он рассчитывает с помощью генной инженерии лишить созданную тварь возможности понимать всё, происходящее с ним по воле его «творца».
Всё перечисленное — это лишь интеллектуальная проработка некой возможной реальности. Реальная возможность клонирования является весьма спорной. Некоторые специалисты сомневаются, что такая процедура вообще возможна на практике. Другие ученые (журнал «Natur») полагают, что клонирование человека из клетки взрослого организма, по-видимому, может стать реальностью в ближайшие десять лет. Технологической реальности подобной практики создания клонов мы не будем касаться. Может быть она действительно невозможна. Но «гуманистические» идеи, порождающие, сопровождающие и охраняющие идею клонирования человека реально представляют информационную среду обитания современного человека. И одна из них: гуманистическая идея о невозможности и бесполезности запретов на развитие науки, и, следовательно, невозможности запретов клонирования. Эта идея так же реальна, как реальна одержимость падшего духа, плодами которой станут изувеченные ею в биотехнологических лабораториях человеческие химеры.
«Клонирование в еще большей степени, чем иные репродуктивные технологии, открывает возможность манипуляции с генетической составляющей личности и способствует ее дальнейшему обесцениванию. Человек не вправе претендовать на роль творца себе подобных существ или подбирать для них генетические прототипы, определяя их личностные характеристики по своему усмотрению. Замысел клонирования является несомненным вызовом самой природе человека, заложенному в нем образу Божию, неотъемлемой частью которого являются свобода и уникальность личности» («Основы социальной концепции Русской Православной Церкви»// Информационный Бюллетень ОВЦС МП, 8, 2000, с. 79).

Сегодня в мире преобладает отрицательное отношение к клонированию. Согласно американским средствам информации три четверти американцев полагают, что клонирование человека противоречит Божией Воле, треть готова бастовать перед лабораториями, в которых пытаются искусственно изготовить человека. Во Франции Ж.Ширак объявил, что будет призывать к международному запрету клонирования людей. Клонирование запрещено в Бельгии, Голландии и Испании. В России пока еще действует Федеральный закон 2002 года «О временном запрете на клонирование человека», вводящий пятилетний мораторий на все работы в этой области (мораторий продлен  "до дня вступления в силу федерального закона, устанавливающего порядок использования технологий клонирования организмов в целях клонирования человека"  Федеральным законом от 29.03.2010 N 30-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О временном запрете на клонирование человека"). Что ждет Россию дальше? Будем надеяться, что Благодать Божия позволит человеку понять, что «апофеоз человеческих потенций», вне благодатного стремления к богопознанию и богообщению, рано или поздно оборачивается разными формами субъективизма, который в лучшем случае приводит к фарсу, в худшем — к катастрофе.