Репродуктивные технологии


28.04.2009

Этический аспект манипуляций над эмбрионами

Священник Максим Обухов,
руководитель Православного медико-просветительского центра «Жизнь»

Появление новых репродуктивных технологий, с которыми связаны манипуляции над эмбрионами, оплодотворение in vitro, клонирование, - ставят очень серьезные этические вопросы. Наиболее остро стоит вопрос о ценности жизни эмбриона. От ответа на него за­висит и общее отношение к репродуктивным технологиям. Среди специалистов нет однозначных мнений.

Одна из самых основных проблем - является ли эмбрион человеком со всеми присущими ему правами, и с какого момента ребенка можно считать таковым? Существует точка зрения, что на 14-й день происходят некие существенные изменения, в результате которых эм­брион приобретает особый статус. До этого никаким правом на защи­ту он не обладает. Без сомнения, эта точка отсчета является условно­стью. Уже зачатые дети, будь им восемь, четырнадцать дней, или не­сколько лет, отличаются друг от друга лишь возрастом, размером и степенью развития. Проводить юридическую разницу между четыр­надцатидневным эмбрионом и двадцатидневным - это то же самое, что за убийство пятикилограммового младенца давать меньший срок, чем за убийство десятикилограммового, или определять права людей в зависимости от расы, профессии, либо того, кто правша или левша.

Д.В. Попов, известный российский ученый-эмбриолог, утверждает, что изучив всю профессиональную литературу, он так и не на­шел аргументированного и достойного внимания обоснования тому, что 14-й день считается началом какого-то качественно нового пери­ода в жизни человеческого эмбриона.

Зачатие считалось моментом начала человеческой жизни всегда. Хотя аборты практиковались давно, человечество никогда не приходило к той мысли, что аборт это нечто иное, чем убийство. Когда были легализованы аборты, ввели разграничение: «до 12 недель и по­сле». Именно тогда в общественное сознание была введена мысль о том, что аборт до определенного срока допустим, так как эмбрион еще якобы не сформировался. От этой мысли нас предостерегает св. Василий Великий: «Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению смертоубийства. Тонкаго различения плода образовавшагося или еще необразованнаго у нас несть» (2-е прави­ло св. Василия Великого). Василий Великий, как известно, был не только почитаемым епископом, но и широко образованным человеком.

       Новая «мораль», введенная правительством Ленина в 1920 году, именно через внедрение условных ограничительных сроков сделала детоубийство оправданным и узаконила его. Как только «общественное мнение» было приучено к искусственным срокам, стало возмож­ным отодвигать их дальше и дальше. Началось наступление «культу­ры детоубийства». Именно в ее пространстве возникает идеология «планирования семьи», согласно которой семью нужно планировать, убивая лишних детей. Одновременно с легализацией аборта больше­вики начали «планировать» Церковь, уничтожая верующих сотнями тысяч. Их примеру последовала фашистка Маргарет Зангер, созда­тельница Международной федерации планирования семьи, вдохно­вившая нацистов на «планирование» целых народов и уничтожение неполноценных людей.

       Сегодня эта идеология распространяется дальше: оказывается, с помощью эвтаназии можно «планировать» не только детей, но и больных стариков! Это тоже планирование семьи. Голландия оказалась первой страной, где узаконена эвтаназия -убийство с «гуманными» целями. Даже ребенка можно убить в Голландии, если врачи найдут для этого уважительную причину. Что примечательно, одновременно с этим голландские законы строго наказывают тех, кто жестоко обращается с животными.

          Говоря о новых репродуктивных технологиях, мы видим, что хотя в решениях различных этических комитетов и присутствует идея о ценности человеческой жизни до рождения, в то же время в употреб­ление входит термин «градуалистическая» позиция, которая предпо­лагает возрастание ценности и правовой защищенности эмбриона по мере того, как он приобретает внешние черты, характерные для чело­века. Данная теория - своего рода антипод 2-го правила св. Василия Великого. Внешнее сходство или несхожесть определяет видовую принадлежность эмбриона. Человек устроен так, что не может быть человеком сначала на одну десятую, потом наполовину, а затем уже «це­лым». Во время внутриутробного существования происходит разви­тие. Эмбрион представляет собой настолько замкнутую систему, что извне, т.е. из организма матери, он получает только воду, кислород и питательные вещества. Человек, будь то новорожденный ребенок или старик, как эмбрион или зигота, - остается таковым независимо от того, сколько он весит, какой имеет возраст. Даже сам термин «разви­тие» не вполне подходит, так как предполагает изменение от просто­го, примитивного состояния к более сложному. В случае с эмбрионом скорее можно говорить о проявлении уже имеющихся, но скрытых свойств. В зиготе, оплодотворенной яйцеклетке, т. е. в человеке, по­сле зачатия есть все, что имеется у взрослого, только в одной клетке. Эту мысль можно проиллюстрировать следующим сравнением: по­сле оплодотворения (зачатия) начинается деление клеток. Сначала образуются две клетки, потом четыре, восемь и т.д., до самой биоло­гической смерти. Когда из одной клетки образуются две, то ни одна из них никогда не будет более сложно устроена, чем та клетка, из ко­торой они образовались. Происходит только дифференциация, узкая специализация клеток: из зиготы произойдут и жировые клетки, и клетки соединительной ткани и все остальные, но ни одна из них не будет более сложно устроена, чем самая первая. Даже хромосомы со­матических клеток с миллиардами генов будут идентичны тем, кото­рые образовались в момент зачатия.

Поэтому делить эмбрионы на более ценные и менее ценные невозможно. Любая установка, предполагающая возможность умервщления человека в любом возрасте, начиная с зачатия, ведет к оправ­данию убийства.

Наше отношение к этому базовому, основополагающему вопросу определяет отношение к репродуктивным технологиям и любым манипуляциям над эмбрионами человека. Вот несколько примеров.

Экстракорпоральное оплодотворение предполагает образование вне тела матери 7-8 эмбрионов с дальнейшим подсаживанием в мат­ку. Для получения беременности одним ребенком требуется убить несколько его братьев и сестер.

Имплантация эмбрионов тесно связана с гибелью детей в слу­чае неудачи, которая бывает весьма частой.

Фетальная терапия и трансплантация - метод лечения с использованием эмбриональных тканей. Хотя эффективность такого лече ния весьма спорна, она пользуется определенной популярностью среди состоятельных слоев населения. Абортированные дети и тела невостребованных эмбрионов используют для приготовления опре­деленных средств, что является изощренной разновидностью канни­бализма.

Эксперименты над эмбрионами. Создание эмбрионов ради экспериментов над ними осуждается всеми государствами и междуна­родными нормами. Но куда девать те тысячи «лишних» эмбрионов, полученных в результате искусственного оплодотворения и не дождавшихся своей очереди? Новая мораль в этом случае допускает опыты над ними. Их ждут уничтожение или эксперименты, как над лягушками.

Торговля эмбрионами и другие манипуляции. Консервация эмбрионов в замороженном состоянии позволяет сохранять их в течение длительного времени. Естественно, там, где есть спрос и предложе­ние, всегда возникает схема «деньги-товар-деньги». Хотя торговля эмбрионами запрещена, она, тем не менее, существует. В сентябре 2000 года по информационным агентствам промелькнуло сообще­ние, что из клиники Гемпшира (Великобритания) украдены 80 эмб­рионов. С какой целью они были украдены? Конечно, хорошо запла­нированное преступление было совершено не с целью поставить их на полке у английского камина и любоваться в свободное время. Эм­брионы были похищены как определенная ценность. Некий общест­венный резонанс в результате этой акции возник, но вовсе не такой, как если бы бесследно пропали 80 человек.

         Как мы видим, принятие принципа относительной, а не абсолютной ценности человеческой жизни приводит к результатам, кото­рые уже принесли отрицательные плоды, но могут привести к еще более худшему, причем все это делается как бы во имя здоровья, бла­гополучия и долголетия. Кстати, о долголетии. Никто не задумывал­ся, какова средняя продолжительность жизни в России? 59 лет, как гласит статистика? Давайте посчитаем, исходя из того несомненного факта, что жизнь начинается с момента зачатия (приблизительные расчеты). Официальная цифра будет 60 лет. Учитывая, что из трех беременностей две заканчиваются абортами, получаем цифру 20 лет - это средняя продолжительность жизни в России с учетом абортов. Но если вспомнить, что при использовании внутриматочных спира­лей и гормональных контрацептивов происходит аборт, то цифра бу­дет совсем другой. Невозможно подсчитать, сколько детей погибает из-за этой формы аборта. Специалисты говорят, что, как минимум, официальное число абортов нужно удвоить. Получаем среднюю продолжительность жизни в России - 12 лет. Данная цифра не учитывает, что реальные цифры отличаются от официальной статисти­ки, потому что зачастую аборты производятся нелегально и без ли­цензии, с целью уклонения от налогов. Цифры эти не учитывают и тех тысяч детей, которые погибли в результате искусственного опло­дотворения. Скорее всего реальная цифра средней продолжительно­сти жизни в России - лет 8-10.

И все это - плоды того, что сознание современного человека искажено и допускает отношение к зачатому ребенку как к материалу эмбриологических исследований, уничижая жизнь «научным» манипулированием и ее «осмысленным» уничтожением.


иконы аборт