Репродуктивные технологии
Этический аспект манипуляций над эмбрионами
Священник Максим Обухов,
руководитель Православного медико-просветительского центра «Жизнь»
Появление новых репродуктивных технологий, с которыми связаны манипуляции над эмбрионами, оплодотворение in vitro, клонирование, - ставят очень серьезные этические вопросы. Наиболее остро стоит вопрос о ценности жизни эмбриона. От ответа на него зависит и общее отношение к репродуктивным технологиям. Среди специалистов нет однозначных мнений.
Одна из самых основных проблем - является ли эмбрион человеком со всеми присущими ему правами, и с какого момента ребенка можно считать таковым? Существует точка зрения, что на 14-й день происходят некие существенные изменения, в результате которых эмбрион приобретает особый статус. До этого никаким правом на защиту он не обладает. Без сомнения, эта точка отсчета является условностью. Уже зачатые дети, будь им восемь, четырнадцать дней, или несколько лет, отличаются друг от друга лишь возрастом, размером и степенью развития. Проводить юридическую разницу между четырнадцатидневным эмбрионом и двадцатидневным - это то же самое, что за убийство пятикилограммового младенца давать меньший срок, чем за убийство десятикилограммового, или определять права людей в зависимости от расы, профессии, либо того, кто правша или левша.
Д.В. Попов, известный российский ученый-эмбриолог, утверждает, что изучив всю профессиональную литературу, он так и не нашел аргументированного и достойного внимания обоснования тому, что 14-й день считается началом какого-то качественно нового периода в жизни человеческого эмбриона.
Новая «мораль», введенная правительством Ленина в 1920 году, именно через внедрение условных ограничительных сроков сделала детоубийство оправданным и узаконила его. Как только «общественное мнение» было приучено к искусственным срокам, стало возможным отодвигать их дальше и дальше. Началось наступление «культуры детоубийства». Именно в ее пространстве возникает идеология «планирования семьи», согласно которой семью нужно планировать, убивая лишних детей. Одновременно с легализацией аборта большевики начали «планировать» Церковь, уничтожая верующих сотнями тысяч. Их примеру последовала фашистка Маргарет Зангер, создательница Международной федерации планирования семьи, вдохновившая нацистов на «планирование» целых народов и уничтожение неполноценных людей.
Сегодня эта идеология распространяется дальше: оказывается, с помощью эвтаназии можно «планировать» не только детей, но и больных стариков! Это тоже планирование семьи. Голландия оказалась первой страной, где узаконена эвтаназия -убийство с «гуманными» целями. Даже ребенка можно убить в Голландии, если врачи найдут для этого уважительную причину. Что примечательно, одновременно с этим голландские законы строго наказывают тех, кто жестоко обращается с животными.
Поэтому делить эмбрионы на более ценные и менее ценные невозможно. Любая установка, предполагающая возможность умервщления человека в любом возрасте, начиная с зачатия, ведет к оправданию убийства.
Наше отношение к этому базовому, основополагающему вопросу определяет отношение к репродуктивным технологиям и любым манипуляциям над эмбрионами человека. Вот несколько примеров.
Экстракорпоральное оплодотворение предполагает образование вне тела матери 7-8 эмбрионов с дальнейшим подсаживанием в матку. Для получения беременности одним ребенком требуется убить несколько его братьев и сестер.
Имплантация эмбрионов тесно связана с гибелью детей в случае неудачи, которая бывает весьма частой.
Эксперименты над эмбрионами. Создание эмбрионов ради экспериментов над ними осуждается всеми государствами и международными нормами. Но куда девать те тысячи «лишних» эмбрионов, полученных в результате искусственного оплодотворения и не дождавшихся своей очереди? Новая мораль в этом случае допускает опыты над ними. Их ждут уничтожение или эксперименты, как над лягушками.
Торговля эмбрионами и другие манипуляции. Консервация эмбрионов в замороженном состоянии позволяет сохранять их в течение длительного времени. Естественно, там, где есть спрос и предложение, всегда возникает схема «деньги-товар-деньги». Хотя торговля эмбрионами запрещена, она, тем не менее, существует. В сентябре 2000 года по информационным агентствам промелькнуло сообщение, что из клиники Гемпшира (Великобритания) украдены 80 эмбрионов. С какой целью они были украдены? Конечно, хорошо запланированное преступление было совершено не с целью поставить их на полке у английского камина и любоваться в свободное время. Эмбрионы были похищены как определенная ценность. Некий общественный резонанс в результате этой акции возник, но вовсе не такой, как если бы бесследно пропали 80 человек.
И все это - плоды того, что сознание современного человека искажено и допускает отношение к зачатому ребенку как к материалу эмбриологических исследований, уничижая жизнь «научным» манипулированием и ее «осмысленным» уничтожением.
иконы аборт