Аналитические материалы
Нужен ли стране Кодекс профессиональной этики православного врача?
Комментарий к документу «Кодекс профессиональной этики православного врача» председателя ОПВР профессора А.В. Недоступа и члена Исполкома ОПВР профессора И.В. Силуяновой.
Начало 2012 года было ознаменовано важным событием для православной общественности страны. На XX Международных Рождественских образовательных чтениях в Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению был принят Кодекс профессиональной этики православного врача.
Немного истории
Работа над созданием Кодекса профессиональной этики православного врача началась в 2011 году, когда отдел по социальному служению возглавил Владыко Пантелеимон. Начало работы непосредственно связано с академиком РАМН, главным терапевтом РФ, профессором, членом Исполкома ОПВР Александром Григорьевичем Чучалиным. Именно он поставил вопрос о необходимости создания Кодекса Общества и постоянно вдохновлял и руководил этой работой.
В чем же заключалась необходимость создания такого документа? Прежде всего, она связана с объективной необходимостью, которая уже в V веке до н.э. привела Гиппократа к созданию Клятвы врача и на протяжении всей истории медицины приводила к созданию аналогичных документов национально-государственного уровня. В России, например, до революции врачи давали «Факультетское обещание», составленное профессором М.Я.Мудровым, в СССР врачи принимали «Присягу советского врача», в настоящее время «Клятву врача России». Сегодня известностью пользуются, например, такие документы, как Кодекс этики Американской медицинской ассоциации (АМА), Кодекс профессиональной этики врачей Франции и т.п. Объективная необходимость существования таких документов связана прежде всего с обеспечением социального доверия к медицине, с необходимостью формирования личного доверия пациента к врачу, в руки которому человек вручает ни много ни мало - свою жизнь. Значима также и необходимость формирования ответственности каждого практикующего врача за благополучие его пациента. Помимо объективного основания, перед Обществом православных врачей России стояла и субъективная задача: ответить на вопрос, что такое православный врач, чем он отличается от врача другого вероисповедания, включая и веру в неверие, т.е. врача-атеиста. Работа по реализации этой задачи началась на кафедре БМЭ РНИМУ им. Н. И. Пирогова с изучения существующих и действующих национальных кодексов врачей Канады, Индии, Франции и целого ряда других стран. Очень подробно была изучена Хартия работников здравоохранения католической церкви, были переведены русский язык все 150 страниц Кодекса АМА. Возникает вопрос: зачем и почему в основу своей предварительной работы мы положили изучение существующих в мире документов?
Во-первых, потому, что православные врачи, безусловно, осознают себя частью мирового медицинского сообщества, а не своеобразной «резервацией» или «сектой». Мы, скрупулёзно осмысливали положения национальных кодексов и с радостью находили многое, что не противоречило и было созвучно христианской морали.
Во-вторых, мы понимали, что именно сравнительный анализ существующих в мире позиций поможет определить все же своеобразие нашего профессионального сообщества и создать документ, который бы выражал особенность профессиональной работы православного врача.
В ходе этой исследовательской работы возник и еще один важный вопрос, который все чаще задавали нам православные люди, а именно: «Нужен ли нам вообще Кодекс профессиональной этики?» Одни из них полагали, что специальный Кодекс нам не нужен. Для православного человека достаточно христианских заповедей, они и должны определять жизнь человека, включая и его профессиональную деятельность.
На этом этапе принципиальную роль сыграла позиция Исполкома ОПВР о необходимости создания такого документа. Действительно, нам даны евангельские заповеди. Но евангельские заповеди в силу их совершенства содержат Волю Божию в ее общем смысле. Как поступить, преломить этот общий смысл в конкретной жизненной ситуации? Например, как поступить, когда с помощью биомедицинских технологий можно выбрать пол ребенка? Можно ли использовать репродуктивные технологии, преодолевающие бесплодие? Как поступить, когда из двух жизней можно спасти только одну, и чью выбрать – матери или ребенка, молодого или старого человека, больного или здорового? Соглашаться ли матери отдать органы ее умирающего или умершего ребенка для спасения жизни другого ребенка? Как понять Волю Божию в этих конкретных ситуациях? Евангельские заповеди в силу их совершенства содержат Волю Божию в ее всеобщем смысле, т.е. для всех времен и народов, имеют вневременное и всечеловеческое значение. Но как осуществить этот всеобщий смысл в конкретной медицинской практике? Помочь решению конкретных жизненных профессиональных задач и призван Кодекс профессиональной этики.
Что же такое кодекс?
Слово «кодекс» (codex – «книга») латинского происхождения. Первоначально оно означало и ствол дерева, и колодку в ногах преступника, и брёвна, в основании плавучего моста, и наконец, деревянные дощечки, предназначенные для письма и в своём соединении составлявшие книгу, в отличие от свитка. Современный смысл слова формируется во 2 веке от РХ, когда собирались императорские постановления, и название «кодекс» укрепило за словом значение законодательного сборника. С конца XVIII в. слово «кодекс» распространяется в правовом, юридическом сознании, что в настоящее время составляет его узкий и прямой смысл. Кодекс – это единый законодательный акт, систематизирующий определенный вид деятельности. Именно этот смысл заложен в названия Уголовный кодекс, Гражданский, Семейный, Трудовой, Налоговый кодекс и т.д. Но это понятие имеет и широкий смысл совокупности правил, норм, убеждений. В таком широком смысле употребляются понятия «кодекс чести», «моральный кодекс». Именно такое значение имеет понятие кодекс, применительно к документу Общества православных врачей. Входит в оборот и понятие «кодификация», означающее процесс сбора разрозненных, дефрагментированных норм в единую нормативную систему. Кодекс профессиональной этики православного врача – это документ, в котором определенно, конкретно, открыто и кратко сформулированы цели и задачи, ценности и нормы деятельности профессионального медицинского сообщества православных людей, среди которых фундаментальным значением обладают такие христианские нравственные ценности, как Любовь к Богу и ближнему своему, милосердие, добротодеяние и бескорыстие.
Нужен ли нам Кодекс?
Возвращаясь к вопросу о том, нужен ли данный кодекс врачебному сообществу или без него можно было бы обойтись, нельзя не напомнить, что наше общество существует в условиях как называемого «мировоззренческого плюрализма», т.е. реальности правового равенства различных мировоззренческих убеждений. Согласно новаторам-политологам в идеале носители различных мировоззренческих убеждений должны существовать в режиме толерантности. Тем не менее, все чаще и чаще западные исследователи констатируют, что современное общество существует в реальности «конфликта ценностей», которая в современной философии истории и социологии получила название «война культур». «Война культур» означает борьбу за доминантное положение в общественном сознании, в частности, борьбу за право формировать юридические законы на основе своих нравственных (в том числе и безнравственных) представлений. В России примером подобной борьбы является принятие нового ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в котором легализовано атеистическое отрицание традиционных моральных ценностей, т.е. разрешены аборты, ничем не ограниченно применение искусственного оплодотворения, суррогатного материнства и т.д. Этот факт можно рассматривать как конкретный пример поражения православной общественности в борьбе за формирование морального законодательства в России. И это не случайное поражение. Согласно недавно проведенному фондом "Общественное мнение" всероссийского опроса наших сограждан выяснилось, что значительная часть православных россиян (43%) никогда не причащалась. Исследование также показало, что чуть более половины (53%) православных россиян хотя бы раз в жизни подходили к причастию, а 4% затруднились ответить на вопрос о том, как часто они причащаются. Причащаются реже одного раза в год 30% от числа православных россиян, среди них больше жителей Центрального федерального округа. Причащаются один-два раза в год 15% от числа православных россиян, среди них чаще встречаются люди в возрасте старше 65 лет. Несколько раз в год (но реже раза в месяц) подходят к причастию 6% от числа православных россиян. А раз в месяц и чаще причащается всего 2% от числа назвавших себя православными. Эту реальность в значительной степени можно рассматривать как причину наших поражений, блужданий, безразличия к правде Божией, как причину потери жизненной ориентации, и, в конце концов, подчинение либеральным манипуляциям. В этом плане Кодекс призван сыграть важную миссионерскую роль просвещения значительной части российского общества, состояние здоровья которого, как духовного, так и связанного с ним физического вызывает серьезные опасения.
Решению задачи оздоровления общества призван и новый закон о здравоохранении в России. Конечно же, никто из создателей этого закона не будет это отрицать. Тем не менее, нельзя не отметить две его фундаментальные особенности, по сравнению с предшествующими российскими законами. Первое – это выхолащивание морального смысла медицинской деятельности. Второе – легализация платных медицинских услуг. В отличии же от федерального закона Кодекс четко утверждает:
• Отношение православного врача к пациенту изначально ориентировано на помощь, поддержку пациента и заботу о нем /2.1/;
• Православный врач готов к оказанию медицинской помощи в различных обстоятельствах, любому нуждающемуся с одинаковым старанием и терпением независимо от оплаты или благодарности пациента, его благосостояния, социального положения, возраста, национальности, вероисповедания и убеждений /2.2/;
• Православный врач уважает честь и достоинство пациента, проявляет доброжелательное и терпеливое отношение к нему и его близким /2.4/;
• Православный врач может работать в лечебных учреждениях разных форм финансирования. В своей профессиональной деятельности он исходит из традиций христианского безвозмездного врачевания (Мф. 10, 8) и значения благодарности со стороны больного (Лк. 5,14: 18,43) /2.9/;
• Деятельность православного врача понимается как служение и определяется целями сохранения человеческой жизни, профилактики заболеваний и обеспечения доступной и полноценной медицинской помощи.
В связи с этим возникает вопрос: случайно ли то, что эти два документа вступают в силу практически одновременно: Федеральный Закон с 1 января, а Кодекс профессиональной этики с 24 января 2012 года? Вряд ли это произошло случайно. Очевидно, нашему обществу все же необходимо сохранить великий моральный смысл врачевания…