Аналитические материалы


07.06.2010

Естественное и искусственное планирование семьи

И.В. Силуянова, зав. кафедрой биомедицинской этики Российского Государственного Медицинского Университета, зам. председателей Церковно-общественного Совета по биомедицинской этике Московского Патриархата
 
 Человек не может жить, не планируя свои действия. Он обдумывает свой день, свою работу, свою жизнь. Как часто мы огорчаемся, что наши планы не удаются и радуемся, когда достигаем желаемого. Как часто удивляемся, что планируя одно, мы приходим к совсем другим, неожиданным результатам.
 Иногда мы даже рады краху наших планов, когда время обнажает их неразумность.
 Русское слово «план» уходит своими корнями в латинское planta — «подошва, очертание» (М. Фасмер.Этимологический словарь русского языка. Т. 3, М. Прогресс, с. 273).. В буквальном смысле «план» — это чертеж, упрощенное изображение предмета на плоскости без объема и перспективы. Об этой упрощенности не стоит забывать, когда мы говорим о планировании, как человеческом намерении или порядке нашего действия для достижения чего-то. Планирование никогда не может учесть всего объема жизни, всех ее обстоятельств. Именно поэтому иногда, к сожалению, все выходит по поговорке — «хотели как лучше, получилось как всегда».
 Планирование, как обдуманное предприятие, предположение, проект человеческого действия — это житейское выражение фундаментальной сущности человека — целесообразности его деятельности. В целесообразности человеческого поведения заключена принципиальная особенность и отличие человека от животных. Действия животного инстинктивны, т.е. соответствуют некой врожденной и наследуемой тем или иным видом животных неизменяемой программе поведения, жестко подчиненной инстинкту выживания.
 Способность к управлению своим поведением является определяющей характеристикой человека. Животные не способны управлять своим поведением, например, отказаться от инстинкта размножения и превратить этот отказ в принцип и правило своего поведения. Человек в отличии от животного не может не управлять своим поведением. Однако это управление может быть различным — человек в своем поведении может соответствовать своей сущности и предназначению, но может и отрицать их.
 Морально-нравственное измерение, т.е. оценка своего действия и выбор действия — качественная особенность человека. Это в полной мере относится к такой проблеме как планирование семьи.
 Человек не может не планировать, не может не управлять своими семейными отношениями, не осознавать свои семейные обязанности. Но он может осознавать и управлять по-разному, планировать по-разному. Все аспекты и оттенки этой разности в итоге сводятся к двум видам планирования семьи — естественному и искусственному. Что же такое естественное планирование семьи?
•  Во-первых, это осознанное понимание мужчиной или женщиной своего природного естественного предназначения. Пол человека раскрывает его основное естественное призвание — быть отцом или матерью своих детей.
•   Во-вторых, естественное планирование семьи это — осознанное понимание того, что семья — это основное условие, реальная возможность реализовать свое природное естественное предназначение стать родителями своих детей.
•   В-третьих, это взаимное уважение супругами достоинства звания отца и матери своих детей.
•  В-четвертых, это любовь ко всем своим детям, т.е. готовность на жертвенную самоотдачу в исполнении своего родительского долга.
•   В-пятых, это великая ответственность перед Богом и людьми за духовное благополучие своих детей.
•  В-шестых, это использование современных знаний о физиологии человека (эта система знаний сконцентрирована, например, в методах распознавания плодности (МРП), как научной форме познания естественных физиологических процессов деторождения; МРП, даже в вынужденных случаях откладывания зачатия, не нарушает естественных функций организма, не вызывает негативных последствий для здоровья женщины) для создания благоприятных условий для зачатия дитя, его сохранения и обеспечения его здоровья.
•  И главное: естественное планирование семьи — это выполнение человеком предназначения, назначенного Богом, это благочестивый ответ человека на призвание Бога, это осознанное признание, что наше родительское призвание и предназначение даруется Богом. Ведь даже всей душой желая обрести семью, мы можем ее не обрести, даже всей душой желая иметь детей, мы можем их не иметь. От нашей воли не зависит даже и обратное: понимая, что мы не можем иметь семью — мы ее обретаем, и даже не ожидая ребенка, мы получаем этот бесценный дар.
 Архимандрит Софроний (Сахаров) говорил: «Вы знаете, что у нашего Бога — «всё наоборот», upside down, и все, что думает мир, никак не применимо к жизни христианской» (Архимандрит Софроний. Духовные беседы. Т.2.Эссекс-Москва, 2007, с.37).
 Искусственное планирование семьи — это комплекс мер, не допустимых для христианской жизни.
 Искусственное планирование семьи — это активно внедряемая в наше общество зарубежная идеология «планирования семьи», которая по сути своей также отлична от христианской антропологии богоподобного предназначения человека, как живой цветок от искусственного, как подлинная радость от злой иронии, как жизнь от смерти.
 Искусственное планирование семьи это:
•  Во-первых, осознанный отказ — временный или постоянный — от выполнения мужчиной или женщиной своего природного естественного предназначения. Пол человека рассматривается как основное средство достижения сексуального комфорта.
• Во-вторых, это освоение техники предохранения от детей, которые рассматриваются как опасность, как утрата благополучия сегодняшней жизни, как опасность, угроза жизненным планам и т.п. В качестве защиты от опасности иметь детей предлагается контрацепция, различные препараты и средства, обладающие, как правило, абортивным действием, т.е. приводящие к гибели зачатого ребенка.
• В-третьих, планирование семьи это — отрицание того, что семья — это единственное условие и форма половых взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Внедрение и пропаганда активного применения контрацептивов утверждает разные формы сожительства, сексуального партнерства, т.е. создает условия для безответственного сексуального поведения.
 Х. Хефнер, основатель «Плейбоя», к основной причине сексуальной революции ХХ века относит именно появление контрацептивов. Контрацепция как средство подавления функции продолжения рода, превратилась в символ «освобожденной сексуальности», т.е. освобождения от семейных отношений и обязанности продолжения рода.
• В четвертых, это утверждение гипертрофированного эгоизма, т.е. планирования жизни по критерию доминанты своих интересов, своих представлений, своего произвольного выбора.
•  В-пятых, планирование семьи — это новая идеология множества фармацевтических фирм и компаний: их рынок, ограниченный ранее больными, превращает теперь и здоровых людей в постоянных потребителей новой продукции — контрацептивов, принося фантастические прибыли.
• В шестых, это форма международного демографического контроля за рождаемостью в России, проводимая Российской ассоциацией планирования семьи (РАПС), как регионального филиала Международной федерации планирования семьи.
• И главное: искусственное планирование семьи — это планирование систематического противостояния великому предназначению человека, дарованного Богом, это дерзкий отказ человека от своего призвания. Ведь не желая иметь детей «сейчас», мы обрекаем себя не иметь их никогда.
 Действительно, может ли человек, планируя сегодня свою жизнь вопреки естеству человеческого устроения, видеть всю перспективу своей жизни?
 Сможет ли женщина сохранить свое здоровье, например, после приема контрацептивных средств?
 Ведь применение современных контрацептивных средств сопровождается высоким уровнем их патологического воздействия на организм. Проф. И. Мануилова, на основании многолетних исследований, приходит к выводу: «Эффективность противозачаточного метода пропорциональна частоте побочных реакций и осложнений, обусловленных методом контрацепции» (Мануилова И. А. Современные контрацептивные средства. М., 1993, с. 36).. Степень же эффективности современных средств возрастает по сравнению с традиционными методами в 10–20 раз (пероральная контрацепция) и в 3–7 раз (ВМС), следовательно, в десятки раз возрастает частота осложнений, среди которых кровотечения, сердечно-сосудистая патология, опухоли, новообразования и т.д.
 Кто может гарантировать женщине, что ее дети будут здоровы, и вообще будут ли у нее дети, особенно в ситуации, когда ее «планы» разошлись с ее природой и женским призванием, когда она своевольно решила не принимать великих Божьих даров?
 И стоит ли нам забывать великую истину, открытую для каждой матери и отца, что «устами младенцев и грудных детей совершается хвала Тебе пред лицом врагов Твоих»? (Пс. 8, 3).