Новости

01.06.2021

Рожденный, а не созданный: католический взгляд на репродуктивные технологии

Статья, выражающая мнение Католической Церкви по вопросу ЭКО. Опубликована в рамках дискуссии об отношении Русской Православной Церкви к ЭКО. Согласно проекту документа, опубликованного на сайте Межсоборного Пристутствия предполагается благословить ЭКО для православных при соблюдении некоторых формальных условий, например, селекция эмбрионов, отказ от их уничтожения и заморозки. Позиция католиков состоит в том, что ЭКО в принципе несовместимо с христианским мировоззрением.


Джон М. Хаас, доктор философии, S.T.L.

При ЭКО дети рождаются в ходе технического процесса, подвергаются «контролю качества» и отсеиваются, если обнаруживаются «дефекты».

 

Бесплодие - растущая проблема в Соединенных Штатах. И в истинно американской моде, в «индустрии репродуктивных технологий» произошел соответствующий рост, чтобы найти решение.

Совершенно законно и даже похвально пытаться найти способы преодолеть бесплодие, так как бесплодие причиняет боль и страдания многим супружеским парам. И, поскольку дети - прекрасный дар брака, полезно попытаться преодолеть препятствия, мешающие зачать и родить детей. Священное Писание наполнено рассказами о женщинах, страдавших бесплодием. Печаль, которую они испытывали из-за того, что они не могли иметь ребенка, не могла быть уменьшена даже любовью мужа. В Ветхом Завете Елкана говорит своей жене, которая не могла забеременеть: «Анна, почему ты плачешь? И почему ты не ешь? И почему твое сердце так грустно? Разве я для тебя не больше десяти сыновей?» Конечно, жена Эльканы любила его, но она хотела родить от него ребенка. Такие истории в Библии рассказываются, чтобы показать силу Бога; большинство из них заканчиваются благополучно, поскольку женщины беременели даже в старости, как Сарра, жена Авраама и мать Исаака; Анна, жена Елканы, ставшая матерью пророка Самуила; и Елизавета, мать Иоанна Крестителя. Но Библия говорит нам, что допустимые методы зачатия имеют пределы. Вспомните историю о незамужних дочерях Лота, которые пытались напоить своего отца, чтобы иметь от него детей! Очевидно, что для достижения беременности нельзя использовать никакие средства.

В наши дни было разработано множество методов  преодоления бесплодия. В Соединенных Штатах возникла целая «индустрия», почти или совсем без государственных или профессиональных нормативных актов для защиты интересов мужчин, женщин и детей, которые в нее вовлечены. Женщины получают препараты для лечения бесплодия, в результате чего они могут зачать сразу четырех, пяти или шести детей, рискуя своим здоровьем и здоровьем своих детей. У некоторых есть несколько яйцеклеток, оплодотворенных in vitro (в стеклянной посуде), не подозревая, что это может привести к разрушению этих эмбрионов или их замораживанию для последующего экспериментального использования.

Многие методы, используемые в настоящее время для преодоления бесплодия, также имеют глубокие моральные последствия, и пары должны знать о них, прежде чем принимать решение об их использовании. Каждую технику стоит оценить, чтобы увидеть, действительно ли она нравственна,  способствует ли человеческому благу и  процветанию? Ведь все эти технологии так или иначе затрагивают жизнь невинных людей.

Учение Церкви

В 1987 году Священная Конгрегация Доктрины Веры выпустила документ, известный как Donum Vitae («Дар жизни»), в котором говорилось о моральной сторое современных процедур искусственного размножения. В документе не рассматривается использование технологий для преодоления бесплодия как неправильное само по себе. Он пришел к выводу, что одни методы являются моральными, а другие -  насилуют достоинство человеческой личности и институт брака - аморальны. Donum Vitae подтвердила свое обязательство защищать   человеческую жизнь, когда супружеские пары используют различные технологии, чтобы попытаться завести детей. Не подвергая сомнению мотивы тех, кто использует эти методы, Donum Vitae говорит, что люди могут причинить вред себе и другим, даже если они пытаются делать то, что хорошо, то есть преодолевать бесплодие. Фундаментальный принцип, который использовала Церковь для оценки нравственности различных средств преодоления бесплодия, был довольно простым, даже если его применение иногда затруднено. Donum Vitae учит, что если конкретное медицинское вмешательство помогает или способствует заключению брака для достижения беременности, это можно считать моральным; если вмешательство заменяет брачный акт, чтобы зародить жизнь, это не морально.

 

Экстракорпоральное оплодотворение

Одна репродуктивная технология, которую Церковь четко и недвусмысленно сочла аморальной, - это экстракорпоральное оплодотворение или ЭКО. К сожалению, большинство католиков не знают учения Церкви, не знают, что ЭКО аморально, а некоторые использовали его, пытаясь завести детей. Если пара не осознает, что эта процедура аморальна, они субъективно не виновны в грехе. Дети, зачатые с помощью этой процедуры, являются детьми Бога и любимы своими родителями, как и должно быть. Как и все дети, независимо от обстоятельств их зачатия и рождения, их следует любить, лелеять и заботиться.

Аморальность зачатия детей посредством ЭКО может быть трудной для понимания и принятия, потому что мужчины и женщины обычно состоят в браке и пытаются преодолеть «медицинскую» проблему (бесплодие) в своем браке. Тем не менее, эта процедура является насилием над человеческим достоинством и браком, и ее следует избегать. Но почему именно ЭКО аморально? Экстракорпоральное оплодотворение дает новую жизнь в чашке Петри. Детей, рожденных в результате ЭКО, иногда называют «младенцами из пробирки». Несколько яйцеклеток удаляются из яичника женщины после того, как она приняла лекарство от бесплодия, которое вызывает одновременное созревание нескольких яйцеклеток. Сперма у мужчины собирается, как правило, при мастурбации. В конечном итоге яйцеклетка и сперматозоиды соединяются в стеклянной посуде, где происходит зачатие, и новая жизнь развивается в течение нескольких дней. В простейшем случае эмбрионы переносятся в утробу матери в надежде, что они доживут до срока.

Очевидно, что ЭКО исключает брак как средство достижения беременности, вместо того, чтобы помогать ему в достижении этой естественной цели. Новая жизнь рождается не в результате любви между мужем и женой, а в результате лабораторной процедуры, выполняемой врачами или техниками. Муж и жена являются просто источниками «сырья» из яйцеклетки и спермы, которые позже используются техническим специалистом, чтобы заставить сперму оплодотворить яйцеклетку. Нередко используются «донорские» яйцеклетки или сперма. Это означает, что генетическим отцом или матерью ребенка вполне может быть кто-то другой, вне брака. Это может создать запутанную ситуацию для ребенка, когда он или она узнает, что один из родителей, воспитывающий его или ее, на самом деле не является биологическим родителем.

Фактически, личность «донора», будь то яйцеклетка или сперма, может никогда не быть известна, что лишает ребенка осознания своей собственной родословной. Это может означать незнание проблем со здоровьем или предрасположенность к проблемам со здоровьем, которые могут передаваться по наследству. Это могло привести к тому, что сводные братья и сестры вышли замуж друг за друга, потому что ни один из них не знал, что сперма, которая породила их жизнь, поступила от одного и того же «донора».

Но даже если яйцеклетка и сперма исходят от мужа и жены, возникают серьезные моральные проблемы. Неизменно рождаются несколько эмбрионов; в утробу имплантируются только те, которые с наибольшей перспективой доживают до срока беременности. Остальные просто выбрасываются или используются для экспериментов. Это ужасное преступление против человеческой жизни. Хотя в конечном итоге из-за этой процедуры может родиться маленький ребенок, другие жизни обычно теряются в процессе.

ЭКО тоже дорогое удовольствие, по крайней мере, 10 000 долларов за попытку. Более 90% созданных эмбрионов в какой-то момент погибают. Стремясь снизить затраты и повысить шансы на успех, врачи иногда имплантируют пять или более эмбрионов в утробу матери. Это может привести к рождению большего количества детей, чем пара хочет. В Канаде одна женщина родила пятерых детей с помощью ЭКО. Она хотела только одного, поэтому она подала в суд на своего врача за «неправильную жизнь», требуя, чтобы он оплатил расходы на воспитание четверых детей, которых она не хотела.

Чтобы избежать проблем, связанных с вынашиванием и вынашиванием «слишком большого количества» детей после имплантации нескольких, врачи иногда прибегают к так называемой «редукции плода» или «выборочной редукции». Здесь они наблюдают за младенцами в утробе матери, чтобы увидеть, есть ли у них дефекты или они не так здоровы, как другие. Затем они устраняют этих «менее желанных» младенцев, наполняя шприц хлоридом калия, перемещая иглу по направлению к «выбранному» ребенку в утробе матери с помощью ультразвука, а затем вставляя иглу в сердце ребенка. Хлорид калия убивает ребенка в считанные минуты, и он или она изгоняются как «выкидыш». Если невозможно определить, что один ребенок менее здоров, чем другие, некоторые врачи просто исключают ребенка или младенцев, которых легче всего достать. Мы снова видим неописуемое уменьшение ценности человеческой жизни, которое может возникнуть в результате этой процедуры.

Не все, у кого был ребенок с помощью ЭКО, использовали донорские яйцеклетки или сперму, собирали сперму путем мастурбации или убивали «лишних» нежелательных детей в ходе беременности. Тем не менее, с самой процедурой все еще существует моральная проблема. Почему?

 

Почему ЭКО - неправильно

Люди несут образ и подобие Бога. Их нельзя использовать как средство для достижения цели, даже для удовлетворения самых сокровенных желаний бесплодной пары. Мужья и жены «занимаются любовью», они не «рожают детей». Они выражают свою любовь друг к другу, и ребенок может быть рожден или не рожден этим актом любви. Брачный акт - это не производственный процесс, а дети - не продукты. Подобно самому Сыну Божьему, мы из тех существ, которые «рождены, а не созданы» и, следовательно, имеют равный статус и достоинство с нашими родителями.

При ЭКО дети рождаются в ходе технического процесса, подвергаются «контролю качества» и исключаются, если обнаруживаются «дефекты». С самого своего появления на свет эти дети полностью подвергаются произвольному выбору тех, кто их породил. По словам Donum Vitae: «Связь между экстракорпоральным оплодотворением и добровольным уничтожением человеческих эмбрионов встречается слишком часто. Это важно: посредством этих процедур с явно противоположными целями жизнь и смерть зависят от решения человека, который таким образом постановлением ставит себя подателем жизни и смерти ". В документе говорится о «праве каждого человека зачать и родиться в браке и от брака». Чтобы быть в браке и от брака, зачатие должно происходить в результате брачного акта, который по своей природе направлен на любящую открытость жизни, а не в результате манипуляций техников.

Дегуманизирующие аспекты некоторых из этих процедур очевидны в самом языке, связанном с ними. Есть «индустрия репродуктивных технологий». Детей называют «продуктами» зачатия. Неотъемлемой частью ЭКО является обращение с детьми в самом их зарождении как с меньшими, чем с людьми.

 

Клонирование

После сообщений о клонировании овцы "Долли" в Шотландии, все чаще появляются предположения о клонировании людей. Клонирование - это сложная процедура, с помощью которой ученые берут клетку тела, такую ​​как клетка кожи (соматическая клетка), и переводят ядро ​​клетки в примитивное состояние, чтобы оно могло управлять развитием другого человека в правильных условиях. Ядро яйца удаляется и заменяется ядром соматической клетки. Затем яйцо получает электрический заряд, и начинает расти новая жизнь.

Никто еще не создал человека путем клонирования, но многие ученые считают, что это только вопрос времени.

Есть ряд причин, по которым кто-то попытается создать новую человеческую жизнь с помощью клонирования. Ни один из них не был бы законным с моральной точки зрения. Например, пара может захотеть использовать клетку умирающего ребенка, чтобы клонировать другого ребенка, чтобы сохранить жизнь первого ребенка. Очевидно, это будет не продолжение умирающего ребенка, а рождение нового ребенка. Умирающий ребенок станет «прародителем» новой жизни, не соглашаясь с ней; новый ребенок будет рассматриваться не как уникальная личность с его или ее собственной идентичностью, а как продолжение другого человека.

Мужчина или женщина также могут захотеть завести ребенка, не вступая в брак и не привлекая родителей противоположного пола. Некоторые гомосексуалисты говорят, что клонирование было бы идеальным способом завести детей, потому что им не нужно было бы жениться на человеке противоположного пола. Это было бы ужасно несправедливо по отношению к ребенку, лишив его или ее настоящих отца и матери.

Некоторые могут захотеть клонировать себя, думая, что они настолько умны и успешны, что ребенок с их атрибутами станет большим подарком обществу. Это было бы актом высочайшего эгоизма, который также лишил бы ребенка матери и отца. Предвидя, что в один прекрасный день может быть предпринята попытка клонирования человека, Донум Витаэ сказал следующее: «Попытки или гипотезы получения человека без какой-либо связи с сексуальностью посредством« деления близнецов », клонирования или партеногенеза следует рассматривать как противоположные. к моральному закону, поскольку они противоречат достоинству как человеческого деторождения, так и супружеского союза ".

Больше всего беспокоит то, что некоторые исследователи хотят использовать клонирование для создания людей исключительно для экспериментов и разрушения. Они предлагают поставлять генетически согласованные ткани для лечения различных заболеваний, создавая человеческие эмбрионы из клеток тела пациентов, а затем рассекая эти развивающиеся эмбрионы на их «запасные части». Некоторые даже говорят о выращивании генетически измененных «безголовых» или «безмозглых» человеческих клонов как о фермах органов, утверждая, что такие существа могут быть использованы для получения любых необходимых органов, потому что они не будут иметь статуса «людей».

 

Моральные меры по борьбе с бесплодием

Для преодоления бесплодия можно использовать любое количество морально приемлемых вмешательств. Например, хирургическое вмешательство может устранить закупорку маточных труб в мужской или женской репродуктивной системе, которая препятствует оплодотворению. Также можно использовать препараты для лечения бесплодия, но при этом следует учитывать, что многоплодная многоплодная беременность может подвергнуть риску мать и ребенка. Есть также много способов отслеживания естественных репродуктивных ритмов, чтобы повысить шансы на беременность. Институт Папы Павла VI при университете Крейтон в Омахе, штат Небраска, успешно помогает парам преодолевать бесплодие естественными методами.

Большинство теологов считают процедуру, известную как LTOT, или перенос яйцеклетки нижних канальцев, морально приемлемой. Это включает в себя перенос яйцеклетки жены за пределы закупорки маточной трубы, так что супружеские отношения могут привести к беременности. Другой метод, более противоречивый с моральной точки зрения, называется ПОДАРОК, или внутрифаллопиевый перенос гамет. Он включает получение спермы мужа после супружеских отношений и аспирацию яйцеклетки из яичника жены. Яйцеклетка и сперма помещаются в крошечную трубку, разделенную воздушным пузырем, и затем содержимое трубки вводится в маточную трубу жены в надежде, что произойдет оплодотворение. Некоторые богословы считают это заменой супружеского акта, а потому аморальным. Другие богословы видят в этом содействие супружескому акту и, следовательно, допустимое. Поскольку учительские авторитеты Церкви - Папа и епископы - не выносили суждений по поводу ДАРА, католические пары могут выбрать его или отклонить в зависимости от руководства своей совести. Однако, если учительский авторитет Церкви сочтет эту процедуру аморальной, ПОДАРОК ​​больше не следует использовать.

Церковь очень сочувствует тем, кто страдает бесплодием. Однако из любви ко всей человеческой жизни и уважения к целостности супружеских отношений Церковь учит, что некоторые способы достижения беременности являются незаконными. Некоторые из этих средств фактически включают в себя отнятие жизни невинных людей или обращение с человеческой жизнью как с средством достижения цели или «произведенным продуктом». Они совершают насилие над достоинством человеческой личности.

В Америке есть тенденция думать, что мы можем решить все проблемы с помощью правильной «технологии». Но дети не рождаются технологиями и не производятся отраслью. Дети должны возникать в результате любви между мужем и женой в сотрудничестве с Богом. Ни один человек не может «создать» образ Бога. Вот почему мы говорим, что люди «размножаются» с Богом. Рождение детей - это совместное действие мужа, жены и самого Бога. Детей, в конечном счете, следует рожать, а не "делать".

Доктор Хаас является президентом Национального католического центра биоэтики в Бостоне, штат Массачусетс, и консультантом комитета NCCB по деятельности в защиту жизни.

Авторские права © 1998, Католическая конференция США, Inc., Вашингтон, округ Колумбия. Все права защищены.

 https://www.usccb.org/issues-and-action/human-life-and-dignity/reproductive-technology/begotten-not-made-a-catholic-view-of-reproductive-technology